Мы выбрали Сочи!
Выберет ли Международный олимпийский комитет Сочи в качестве места проведения Олимпиады-2014 или нет, но Сочи все равно уже победил - так в среду в Гватемала-Сити говорили все, кто участвовал в презентации российской заявки. Хотя бы потому, что, как напоминал на презентации Владимир Путин, миллионы россиян объединила олимпийская мечта. Итоги голосования членов МОКа стали известны глубокой ночью, а о том, как проходили национальные презентации, - в репортаже "Известий".
Накануне выборов специалисты утверждали: успешная презентация должна быть одновременно максимально конкретной и в то же время очень эмоциональной. И руководители сочинской заявки сделали все, чтобы их слова не только воздействовали на разум членов МОКа, но и проникли в их душу. В результате получился удачный микст из цифр и чувств.
Выплывая на эскалаторе на второй этаж гостиницы "Вестин Камино Рояль", где, собственно, и собрались все те, кому через несколько часов предстояло проголосовать за один из трех городов-претендентов, Владимир Путин старался придать себе вид совершенно отрешенный и умиротворенный.
Именно пытался - он действительно был на нервах. Ведь если бы он был абсолютно хладнокровен, то не стал бы в этот ответственный момент отпускать остроты, что называется, "на грани".
- Владимир Владимирович, держитесь! - крикнул президенту кто-то из журналистов.
- За что?! - выпалил президент, принужденно засмеявшись.
Владимира Путина сразу окрестили "капитаном" российской сборной на сессии МОКа. Капитаном он оказался вполне играющим и предпочел не просто наблюдать за презентацией российской заявки, а в полной мере поучаствовать в этом действе. В принципе приезды глав государств на решающие сессии - дело вполне традиционное, но к Путину в Гватемала-сити явно относились с особым пиететом.
Перед тем как войти в зал, он еще несколько минут простоял в окружении толпы наших олимпийских делегатов, среди которых были Александр Жуков, Шамиль Тарпищев, экс-глава Российского олимпийского комитета Виталий Смирнов, руководитель заявочного комитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко (который даже показательно крестился). Президента, который старался иметь вид самый безразличный, разговорами развлекала Светлана Журова: Путин слушал ее, переминался с ноги на ногу, в одной руке сжимая ярко-зеленую папку (видимо, с речью), а другую руку сунув в карман. Наконец, двери зала раскрылись, и Путин под подбадривающие крики российских делегатов вошел внутрь.
Вся команда заняла свои места. В качестве ведущего презентации выступил генеральный директор заявочного комитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко. Было видно, что неделя репетиций в Гватемале не прошла зря: он был раскован, артистично улыбался и умело держал паузу.
А вскоре свой первый сюрприз преподнес и Путин - собственное презентационное выступление он решил произнести по-английски. То, что этот язык он начал учить, уже став президентом, давно известно. Известно и то, что к процессу он относился вполне усердно. По крайней мере, уровень непринужденного обмена репликами с зарубежными коллегами был достигнут достаточно быстро. Однако от произнесения развернутых речей по-английски Путин до сих пор воздерживался: видимо, даже не из-за уровня знаний, а из-за того, что президент обязан на официальных мероприятиях говорить на официальном же государственном языке. Но сессия МОКа оказалась достаточным основанием для того, чтобы сделать исключение.- Сочи - уникальное место, - говорил, сидя в окружении олимпийцев, Путин. - На побережье вы можете наслаждаться прекрасным весенним днем, в то время как в горах настоящая зима. Я там катался на лыжах шесть или семь недель назад и могу вам точно сказать: настоящий снег гарантирован.
Необходимость излагать всю олимпийскую фактуру Путин полностью предоставил членам заявочного комитета. А сам сосредоточился на эмоциях:
- Древние греки жили как раз в окрестностях нынешнего Сочи. Как раз там я увидел камень, к которому, как гласит легенда, был прикован Прометей. Именно Прометей, как мы помним, дал людям огонь, который стал огнем Олимпиады.
Но и это оказалось не последним сюрпризом. Заканчивая свою речь, Путин вдруг перешел на французский - второй официальный язык МОКа. Знатоки оценили его произношение как вполне приличное, а члены российской делегации потом признались: это как раз и был тот самый сюрприз, на который они намекали журналистам.
- Сочи станет новым курортом мирового класса в новой России и во всем мире! - таким образом Путин решил дал понять, что для него судьба этого южного города и без итогов голосования вполне ясна.
Затем в презентации последовал блок, адресованный к чувствам членов МОКа. Со сцены говорили о русской душе, а на экране шли кадры улетающего Мишки с московской Олимпиады-80. Чернышенко прочувствованно упомянул, что Сочи - его родной город, после чего разговор пошел о сильных сторонах российской заявки. Присутствующим снова напомнили о том, что все спортивные объекты будут расположены очень компактно (и, как подчеркивали участники презентации, поэтому олимпийским чиновникам по пути из отеля, скажем, на каток не придется проходить дополнительную проверку безопасности), а специально для Игр будут построены десятки новых отелей. Об этом же шел диалог двух олимпийских чемпионов - Светланы Журовой и Евгения Плющенко. Триумфаторы Турина говорили о том, как удобно будет жить в новой Олимпийской деревне.
Следом выступили другие презентеры. Александр Жуков говорил о гарантиях правительства, Вячеслав Фетисов - о развитии спорта в стране, члены МОКа Александр Попов и Виталий Смирнов - о важности Олимпиады для России. Венчал презентацию еще один трогательный ролик, в котором опять не обошлось без плачущего олимпийского Мишки и слез Ирины Родниной на пьедестале почета.
В целом сочинская презентация оставила очень приятное впечатление, которое, правда, оказалось немного смазано в самой концовке. Принц Монако Альберт спросил, не угрожают ли Игры экологической обстановке в регионе, а докладчики вновь начали расхваливать спортивные объекты. При этом микрофон Александра Жукова начал фонить, из-за чего в зале на несколько секунд воцарилась неловкая пауза.
Путин же вышел из зала с видом человека, хорошо сделавшего свою работу, и уже без сопровождения делегации. Внизу Путина ждала машина, которая должна была увезти его в аэропорт. Но российские журналисты успели буквально на ходу бросить пару вопросов и получить пару ответов. "Как вам спалось сегодня ночью?" - спросил один из них. "Как говорит мой друг Джордж Буш, спал как беби", - видимо, все еще под впечатлением от американских переговоров ответил Путин.
- А как вы думаете, вы сделали все, что могли? - спросил корреспондент "Известий".
- Конечно, нет. Можно и больше, - прозвучало в ответ. И по легкой усмешке, сопроводившей ответ, стало ясно: единственным препятствием к "больше" были только правила МОКа, обязывающие, помимо всего прочего, улетать еще до начала голосования.