Роза упала на лапу Озона
На российских экранах новый фильм Франсуа Озона "Ангел". Его мировая премьера прошла на последнем Берлинале, а московская при полном аншлаге во внеконкурсной программе только что завершившегося ММКФ.
"Розовый период" у великих художников обычно бывает на рассвете карьеры. У Франсуа Озона все наоборот. Француз, начинавший как эстет и мизантроп, постепенно снисходит к публике. В своем предпоследнем фильме "Время прощания" он заставил умирающего от рака героя натворить кучу добрых дел и только потом спокойно отойти в лучах закатного солнца. Новая работа Озона и вовсе глянцевая. Впрочем, на ее сияющей поверхности то и дело проступают жирные пятна.
Героиня "Ангела" дочь бакалейщицы Энджел Деверелл (Ромола Гараи) проводит дни напролет в обнимку с тетрадками, которые исписывает всякой сентиментальной чепухой. Больше всего на свете она мечтает прославиться, и однажды маститый издатель, потрясенный фантазией мисс Деверелл, соглашается издать ее роман, несмотря на очевидные пробелы в образовании юной писательницы. За первой книгой выходят вторая и третья, и вот Энджел уже живет в поместье под названием "Рай", вращается в высших слоях лондонского общества, милостиво принимает рабскую преданность своей новой компаньонки и собирается замуж за ее брата не слишком покладистого художника Эсме (Михаэль Фассбендер).
Все портит Первая мировая: муж Энджел уходит добровольцем на фронт, а ее слезливые истории больше не пользуются популярностью. Но Энджел не унывает. Ее мозг просто не воспринимает негативную информацию. "Это не моя собака!" восклицает героиня, вернувшись из путешествия. "Ваш пес умер, отвечает служанка. Мы постарались найти похожего". "А-а-а, ну ничего".
Озон не сошел с ума. Он всего лишь решил поиграть в плохое кино, но заигрался. Хотел залезть в голову к родной сестре Бекки Шарп, но, потрясенный увиденным, там и остался. Дурочка, придумавшая себе золотую клетку? Да. Зато такая настойчивая, такая уверенная в себе, как не зауважать? Такая наивная, глупенькая и несчастная, как не пожалеть? Вот альтер эго Озона в исполнении его любимой актрисы Шарлотты Рэмплинг и меняет свое отношение к героине от пренебрежения к сочувствию. Жаль только, что для этого требуются 137 минут экранного времени и столько рюшечек, бантиков и крема, что начинает тошнить.
Похожую историю год назад рассказала София Коппола в "Марии Антуанетте". Фильм освистали на Каннском кинофестивале, а в российский прокат не выпустили вовсе. "Ангел" на наши экраны выходит шире, чем любой другой фильм знаменитого француза. Может быть, прокатчики и правы. Те, кто любит серьезного Озона, переживут. А красочная обертка и легкомысленный тон вполне могут завоевать для симпатяги Франсуа сотню-другую новых поклонниц.