Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил обязать банки возвращать украденные деньги в случае взлома приложения
Мир
Ле Пен обжалует свой приговор в Конституционном совете и ЕСПЧ
Мир
Сийярто заявил о планах построить нефтепровод между Венгрией и Сербией к 2028 году
Политика
Совфед одобрил закон о запрете навязывания дополнительных товаров и услуг
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Общество
Синоптик предупредила москвичей о снеге с 6 по 8 апреля
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
Прокуратура начала проверку по факту взрыва петарды в школе в Московской области
Армия
По факту атаки дрона ВФУ на жилые дома Курска завели уголовное дело о теракте
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Праздник «Алые паруса» стал победителем премии «Событие года»
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ

Легенды Трехсвятительских переулков

"Известия" открывают рубрику "Интересно: Москва!". Это краеведческие прогулки в пару к публицистической рубрике "Осторожно, Москва!". Мы рассудили просто: интерес к старому городу не может удовлетворяться одной публицистикой. Конечно, он не может удовлетворяться газетной колонкой вообще. Но газета способна расширить круг почитателей старой Москвы: каждый краевед начинал с поразившей его истории или сильного впечатления.
57
Над Хитровым рынком -- церковь Трех Святителей и Мясницкая часть (под каланчой), перестроенная из дома Тютчевых
Выделить главное
Вкл
Выкл

"Известия" открывают рубрику "Интересно: Москва!". Это краеведческие прогулки в пару к публицистической рубрике "Осторожно, Москва!". Мы рассудили просто: интерес к старому городу не может удовлетворяться одной публицистикой. Конечно, он не может удовлетворяться газетной колонкой вообще. Но газета способна расширить круг почитателей старой Москвы: каждый краевед начинал с поразившей его истории или сильного впечатления.

Участвуя в борьбе за сохранение московской старины, "Известия" видят, как растет интерес к самой этой старине. Книги серий "Москва, которой нет" и "Москва, которую мы потеряли" бьют рекорды продаж. Культурологические прогулки по Москве - "Москультпрог" Сергея Никитина - собирают до ста и более "прогульщиков" (шутка со скрытой цитатой из "Маугли": "Хорошо ли вам слышно меня, москультпроги?"). Экскурсоводы становятся "культовыми" - например, Станислав Величко. Их поклонники образуют что-то вроде клубов. В отсутствие краеведческого лектория практикуются лекции в кафе. Количество интернет-сайтов растет вместе с их качеством: недавно стартовали "Архнадзор" Александра Можаева, "Другая Москва" Николая Малинина. Радио "Говорит Москва" выдает часовые прогулки. Родились журналы "Московское наследие" и "Радиус города".

Что до телевидения, то в последние годы оно мощно подключилось к защите старины, многократно усилив позиции защитников. Но где же краеведение? Где серийные передачи и фильмы? Обозреватель "Известий" развернул карту и попал в Трехсвятительские переулки близ Покровского бульвара. Что ж, по меньшей мере две здешние истории просятся на экран. Обе связаны с художниками, то есть вдвойне зрелищны и могли бы открыть телевизионный цикл. Итак, сегодня мы гуляем здесь.

"Неравный брак"

Недавно выяснилось, что неравный брак, вдохновивший художника Василия Пукирева, состоялся в церкви Трех Святителей (Малый Трехсвятительский переулок, 6) в 1860 году. Венчались купец Андрей Карзинкин и купеческая дочь Софья Рыбникова, а третьим участником драмы выступал купец Сергей Варенцов, друг художника. Карзинкин на картине совершенно не похож, а Варенцов узнал себя и так обиделся, что Пукирев прибавил к его портрету бороду. С тех пор молва считала третьим на картине самого Пукирева и переносила сцену в приходскую церковь художника, что на углу Сретенки и Рождественского бульвара.

"Старику" Карзинкину было в год женитьбы 35 лет. Супруги оставили доброе потомство. Зятем Карзинкина стал писатель Николай Телешов, живший в его доме на Покровском бульваре, 18. А потомки Телешова живут в нем до сих пор и держат мемориальную квартиру.

"Попрыгунья"

Вернемся с бульвара в Малый Трехсвятительский. Напротив церкви сохранился бывший дом Мясницкой пожарно-полицейской части, лишенный каланчи и окруженный высокими домами (8, во дворе).

"Можете себе представить, - читаем в письмах Чехова, - одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей "Попрыгуньи"... и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика - внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником".

Прототипы Дымовых - полицейский доктор Кувшинников и его жена, жившие в Мясницкой части и державшие дома салон. А в образе художника Рябовского узнал себя и тоже обиделся Исаак Левитан. Он действительно ездил с Кувшинниковой на этюды, делил с нею дом в Плёсе. В Москве Левитан поселился по соседству, у миллионщика Сергея Тимофеевича Морозова (Большой Трехсвятительский переулок, 1, флигель в глубине двора, мемориальная доска). Морозов "прикрывал" художника как нарушителя черты оседлости. Здесь Левитан провел последние восемь лет жизни.

Доктор Кувшинников не совершал дымовского подвига. Его совершила сама Попрыгунья - Софья Кувшинникова. Именно она смертельно заразилась тифом, ухаживая за больной. Но случилось это после смерти Чехова. И может быть, в ответ ему.

...Два сюжета в одном переулке. Какая "картинка", какие сценарные ходы, сколько ответвлений сюжета! А еще у Трех Святителей жил во младенчестве Тютчев (дом его матери станет Мясницкой частью). И родился Скрябин (Хитровский переулок, 3, во дворе). Скрябин был крещен в этой церкви, а Тютчев мог быть крещен в ней, если бы родился не в деревне. Здесь же венчался архитектор Петр Барановский. А дом Морозова станет штабом эсеровского мятежа 1918 года, в нем арестуют Дзержинского. И все это на пятистах квадратных метрах.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением