Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Португальское счастье Пины Бауш

В 1960-е годы немецкий город Вупперталь был знаменит двумя вещами: здесь родился Фридрих Энгельс и был изобретен аспирин. В 1973-м там появилась Пина Бауш - молодая женщина с улыбкой Моны Лизы. На обломках полуразвалившейся местной труппы она с неженским упорством возвела собственную постройку - Танцевальный театр Вупперталя.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 1960-е годы немецкий город Вупперталь был знаменит двумя вещами: здесь родился Фридрих Энгельс и был изобретен аспирин. В 1973-м там появилась Пина Бауш — молодая женщина с улыбкой Моны Лизы. На обломках полуразвалившейся местной труппы она с неженским упорством возвела собственную постройку — Танцевальный театр Вупперталя. Сегодня Пина и ее театр — одни из главных достопримечательностей земли Северный Рейн — Вестфалия, а госпожа Бауш все чаще обращает взор к другим городам и странам.

"Мазурка Фого", привезенная на Чеховский фестиваль, входит в ее любимую серию. Пина называет ее "города, пропущенные сквозь сердце". Сердечная работа выглядит так: труппа в полном составе выезжает в избранный город, впитывает его атмосферу, знакомится с традициями и по возвращении отчитывается сценическим репортажем. Разнообразием жанр не блещет, но собран крепко. Форма — последовательность не связанных друг с другом сюжетов. Содержание — окрошка из танца, разговоров и гэгов. К ним подбирается музыка с национальным колоритом, соответствующая декорация и спецэффекты.

Таким образом Пина уже познакомила зрителей с Будапештом (спектакль называется "Страна лугов"), Гонконгом ("Мойщик окон"), Римом ("Виктор"), Стамбулом ("Существо") и Кореей ("Грубый разрез"). "Мазурка...", созданная в 1998 году для Лиссабонской всемирной выставки, вопреки польскому названию повествует о Португалии.

Своим спектаклем госпожа Бауш сделала подарок московским туроператорам. Посмотрев его, хочется немедленно бежать в ближайшее агентство и покупать тур в Лиссабон. Окажутся ли впечатления от поездки такими же радостными, еще вопрос. Но то, что пространный путеводитель от Бауш и компании сулит много интересного, — факт бесспорный.

Любопытно, к примеру, проехаться по местам, обрисованным художником Петером Пабстом. Центральный элемент его картинки — каменистая круча, она же пляж и дорога. Поверх нее на снежно-белые плоскости проецируются живописные пейзажи, сельские праздники, цветущие луга, страусиные и бизоньи стада, а под занавес путешествия — атлантический прибой. Все красоты разворачиваются под возбуждающую музыку, где преобладают тягучий португальский блюз "фадо" и традиционная "латина".

Люди, как принято у Бауш, с первых же слов и движений напрашиваются на близкое знакомство. Настолько близкое, что к ним тянет съездить, как к старым приятелям. Особенно рекомендуется поездка дамам, причем отправляться можно в одиночестве. Вариант, описанный Сергеем Довлатовым в "Заповеднике": "Але, Татуся? Ехать не советую. Абсолютно нету мужиков. Многие девушки уезжают, так и не отдохнув", путешественницам не грозит. Отдохнуть в баушевской Португалии можно на славу. Мужчины там имеются на все вкусы — блондины и брюнеты, юные и во цвете лет, агрессивные и деликатные. Они рассуждают о сексе ("оргазм бывает трех видов: положительный, отрицательный и метафизический") и демонстрируют постоянную готовность применить знания на практике. Женщины в свою очередь всячески их к этому стимулируют. В ход идут плескания в импровизированном бассейне, признания интимным шепотом ("Приходи, я живу в красной комнате...") и выразительное надкусывание яблок. Кроме того, разнокалиберные Евы неустанно дефилируют на высоченных каблуках, потряхивают роскошными гривами и каждые пять минут меняют наряды. Словом, делают все, чтобы жизнь казалась медом.

Раньше Пина анализировала трудности жизни с въедливостью доктора Фрейда. Теперь она строит идеальные миры, где царит полная гармония, а одно удовольствие сменяет другое. "Хочешь быть счастливым, будь им", — прописано в ее сегодняшнем рецепте. И пациенты, то есть зрители, счастливы. Во всяком случае, на выходе не наблюдалось ни одного мрачного лица.

Комментарии
Прямой эфир