По-простому не получится
В пятницу Ростов-на-Дону принимал высоких гостей в лице членов Госсовета во главе с Владимиром Путиным. Тема, выбранная для обсуждения, - животрепещущая: профилактика преступлений. Однако на заседании больше говорили о факторах, сопутствующих преступности, а не о ее предупреждении.
Перед началом Госсовета Путин побывал в ростовском УВД, где ему продемонстрировали работу центра "Безопасный город": по всему городу установлено 138 видеокамер, изображение с которых передается в центр, где милиционеры его анализируют и при необходимости принимают оперативные решения.
- И нас заинтересовала система "Безопасный город", - заявил глава Кабардино-Балкарской Республики Арсен Каноков. - Мы попытаемся применить ее у себя. У нас будут реализовываться миллиардные проекты по развитию туристической инфраструктуры. Безопасность и хороший сервис - ключевое условие их успеха. Полагаю, расходы нашего бюджета на безопасность будут увеличены.
Другим ключом к повышению общественной безопасности Госсовет счел борьбу с алкоголизмом. По словам выступившего с докладом губернатора Ростовской области Владимир Чуба, каждый шестой человек в стране - алкоголик, а большинство преступлений совершаются "по пьяной лавочке". Бороться с этим члены Госсовета предлагают в том числе при помощи принудительного лечения. Эту идею главы МВД Рашида Нургалиева поддержали глава Кемеровской области Аман Тулеев и губернатор Московской области Борис Громов.
Однако, как заявил "Известиям" ответственный чиновник Минздравсоцразвития (фамилия не называется, поскольку среди работников министерств несанкционированное выступление в прессе ведет к увольнению), "эта проблема муссируется с 1993 года и не имеет однозначного решения. Насильно вылечить больного наркоманией или алкоголизмом врачи не могут. Поместив его в клинику на срок не менее чем в 6 месяцев, мы дадим моральную передышку его родственникам, в том числе и детям". И только... Но ведь если алкоголик или наркоман ведет себя асоциально, его действия подпадают либо под Уголовный, либо под Административный кодекс. И в том и в другом случае его дело попадает в суд, который может принять решение о принудительном лечении, а дополнительный закон ему просто не нужен.
Эксперты вообще считают, что борьба с алкоголизмом и наркоманией относится скорее к ведомству Германа Грефа и администрациям губернаторов, чем к компетенции МВД. Создавая рабочие места, пьянство искоренить легче, нежели создавая ЛТП. Но не пьянством единым слаб человек. Не осталась без внимания и подростковая преступность. Во вступительной речи президент отметил, что в стране остро не хватает психологов и педагогов, которые способны работать с подростками, необходимо также укрепление каждой службы, которая занимается системой профилактики среди несовершеннолетних. А затем глава государства провел мастер-класс профилактики беспорядков - когда увидел, что его мало кто слушает.
- Так, коллеги, внимания прошу, пожалуйста! - неожиданно резким тоном прикрикнул на зал Путин. - Я зачем сюда приехал? И вы зачем сюда приехали? У нас будет время еще с вами поужинать и поговорить друг с другом, а сейчас прошу сосредоточиться на теме, ради которой мы собрались: за тысячи километров приехали сюда со всей страны. И тема - важная, хочу еще раз подчеркнуть: о детях наших речь идет, о будущем страны!
Поведение вмиг затихших чиновников продемонстрировало эффективность превентивных мер. Тем самым Путин подтвердил верность главного правила при профилактике преступности: ни одно правонарушение не должно остаться безнаказанным. В противном случае, как показали исследования социологов, на него идут 99 из 100 испытуемых, но с возрастанием вероятности попасться количество потенциальных преступников резко снижается. Для получения такого эффекта в масштабах государства необходимы профессиональные органы внутренних дел. Однако проблемы милицейских кадров Госсовет затронул вскользь. А зря. Текучесть в ведомстве Рашида Нургалиева - одна из самых высоких. Во многих московских ОВД из 20 сыщиков, положенных по штату, работают 2-3 человека, включая начальника уголовного розыска. Для преступников это не тайна.