"Корабль дураков" поправит имидж столицы
Через два года по Москве-реке начнет курсировать "Корабль дураков" Славы Полунина. Двухпалубный теплоход решено приобрести и переоборудовать под театр клоунады за счет городского бюджета.
Свои "сНежные шоу" Слава Полунин привозит в Москву нечасто: раз в год приезжает на небольшие гастроли и иногда заглядывает на Чеховский фестиваль. Офис его находится в Лондоне, квартира - в Париже. Постоянной театральной площадки нет, выступления идут в арендуемых залах. В Москве "сНежное шоу" и прочие полунинские представления проходят то в Театре Вахтангова, то в Театре оперетты или Эстрады. Проходят с неизменным аншлагом и заранее раскупленными (несмотря на дороговизну) билетами. После чего Асисяй уезжает колесить по миру - туда, где такое явление, как грустная, лирическая, даже философская клоунада довольно редкий, а значит, востребованный жанр.
Городские власти давно хотели, чтобы популярный клоун осел в Москве. В 2001 году один из десятков неработающих кинотеатров уже собирались переоборудовать под его театральный центр. Но отыскав свободное помещение, не нашли тогда в бюджете денег на реконструкцию здания.
- И Слава вновь уехал, - рассказывает заместитель художественного руководителя Центра Славы Полунина Наталья Табачникова. - Хотя он давно хочет вернуться в Россию, хочет здесь жить и работать, но без постоянной репетиционной базы и собственного театра это невозможно.
Сейчас деньги под полунинский театр в бюджете нашлись. Город за свой счет приобретет и переоборудует двухпалубный теплоход. Судно, которое Полунин уже окрестил как "Корабль дураков", пришвартуют на Крымской набережной, которую недавно очистили от бизнес-дебаркадеров. Вместо ресторанов и буфетов будут камерные залы, а в каютах разместятся гримерки, видео- и аудиоархивы, библиотека и административные кабинеты. Десятки клоунов сутки напролет будут давать спектакли не только в залах, но на палубе и в цирковом шатре, который возведут на набережной.
- Этот корабль - материализация идеи дураков, корабль-театр, корабль-клуб, корабль-мир, - рассказал "Известиям" Полунин. - Его займут сразу несколько трупп и десятки, а быть может, и сотни артистов, работающих в жанре клоунады. Там будет мир сумасшедших, которые любят праздник и хотят превратить обыденную жизнь в нечто необычное. Там же будут проходить лекции, занятия и возникнет несколько плацдармов для разных видов искусств - к примеру, для нового кабаре.
Коллеги Асисяя обещают, что билеты на эти представления будут стоить дешевле, чем на гастрольные спектакли.
- Ведь все предыдущие московские шоу организовывали не мы, а промоутеры, которые и отвечали за ценовую политику, - отмечает Наталья Табачникова. - Я уверена, что билетов по десять тысяч рублей на корабле не будет. Мы хотим, чтобы клоунада развивалась, чтобы на нее ходили, а значит, и билеты должны быть доступными.
- Для столицы Центр Полунина - это имиджевый проект, - уверен депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. - Как и любое другое учреждение культуры, он не будет приносить городу денег. Зато у нас будет уникальный в своем роде плавучий театр. Это отличная и необычная идея. И хорошо, что театр создают специально для всемирно известного артиста. Но, зная, что Полунин человек творческий и часто гастролирует, мне кажется, есть смысл заключить с ним договор, в котором будут четко прописаны все нюансы его работы. Такая практика широко распространена на Западе, когда в город приглашают работать знаменитостей. Иначе город может остаться в дураках, как случилось с театром-мастерской Анатолия Васильева: ему дали одно здание, построили другое, из бюджета выделялись деньги, а сам он жил в Париже и не следил за театром. Больше мы не должны ошибаться.
Мастерам культуры - из городской казны
В столице с 2005 года действует целевая программа "Культура Москвы", за счет которой финансируются большинство театрально-концертных и спортивно-досуговых инициатив городского правительства и столичных деятелей культуры. На финансирование программы ежегодно расходуется около 170 млн рублей. Кроме модернизации городских музеев и финансирования библиотек программа предусматривает выделение денег на творческие конкурсы. К примеру, на проведение открытого конкурса драматургических произведений под девизом: "Долг. Честь. Достоинство" затрачено 3 млн рублей. Международный конкурс альтистов Юрия Башмета стоит 2,4 млн рублей, а конкурс оперных певцов Елены Образцовой - 9 млн руб.
Самым дорогим театральным юбилеем стало 50-летие театра "Современник". Праздник обошелся городскому бюджету в 4 млн рублей. 25-летие театра "Сфера" и 75-летие Театра кукол стоили вчетверо дешевле. В 2,5 млн рублей городу обошелся четвертьвековой юбилей оркестра "Виртуозы Москвы".
Одно из самых затратных культурных событий Москвы - проведение ежегодного Пасхального фестиваля. В 2007 году он обошелся Москве в 78 млн рублей. Самая недорогая культурная программа - проведение Московского конкурса юных кларнетистов и ансамблей деревянных духовых инструментов. Ее стоимость - 500 тыс. рублей. Еще дешевле городскому бюджету обходится "осуществление мер адресной поддержки особо нуждающихся работников культуры" - на это идет по 300 тыс. рублей ежегодно.