Щебень дорогам голова
На волне интереса к дорожному строительству всплыли разговоры о качестве используемого материала. То и дело возникают рационализаторские предложения.
На совете муниципалитетов от главы Горнозаводского района поступило предложение развить производство щебня в муниципалитете. "У нас есть два месторождения пород, из которых возможна разработка щебня. Первое — Ново-Вильвенская дайка принадлежит "Дорстройтранс", второе находится на границе со Свердловской областью под руководством "Рикон". Если эти месторождения задействовать, можно производить щебень на весь Пермский край", — считает глава района Леонид Софонов. Но здесь возникают другие проблемы.
"Вся отрасль природных ресурсов в Пермском крае на сегодняшний день находится в состоянии упадка. В основном используются устаревшие технологии, — рассказывает заместитель начальника отдела контроля качества дорожных работ Владислав Карабаев. — Щебень горнозаводского карьера качественный, но производится он по старой методике. Следовательно, себестоимость щебня оказывается выше. Учитывая к тому же дальность расположения Горнозаводска, для подрядчиков неприбыльно покупать щебень с этого карьера".
Качество не всегда предполагает спрос. В дорожном строительстве часто оказывается так, что применяются весьма сомнительные материалы. "Предприятия, разрабатывающие щебень, пользуются сертификацией, которая подтверждает качество их продукции прошлым числом, — поясняет Карабаев. — Например, пермский карьер "Утес" давно сертифицировал свою продукцию и сейчас гонит любой щебень. Независимая экспертиза управления автомобильных дорог показала, что их материал не соответствует стандартам качества".
Кроме карьера "Утес" в Пермском крае работают еще Теплая Гора, Чусовской, Лунинский карьеры.
Несмотря на это, по словам председателя правительства Николая Бухвалова, "у нас нет своего щебня". Сейчас на рынок Прикамья уверенно заходят предприятия Свердловской области. "Щебень свердловчан более однороден по составу. Изверженные горные породы у соседа-региона более прочные, чем наши осадочные породы. Поэтому свердловский щебень более удобен в использовании", — объясняют в краевом управлении автомобильными дорогами.
Свердловские компании подходят пермским подрядчикам и по качеству, и по цене. Кроме того, по словам Карабаева, сила свердловчан в их сплоченности. "Соседние конкуренты запросто могут съесть раздробленных пермских производителей".
Для Горнозаводска же на карту поставлены социальные вопросы. Производство щебня — это новые рабочие места.