Полет по рельсам Цюрих-Париж
Франкфурт, Цюрих, Страсбург, Люксембург, Париж. Менее чем за четыре часа теперь можно повидать всю деловую Европу. И это лишь часть будущей общеевропейской скоростной железнодорожной сети от Барселоны до Будапешта. По такому маршруту будет курсировать французский локомотив TGV EST. Самый быстрый в мире. Его рекорд - 570 километров в час. Корреспондент "Известий" Надежда Попова "слетала" этим поездом из Страсбурга в Париж.
Девять утра. Страсбургский вокзал. Вокруг - люди с фотокамерами и чемоданами. Специально приехавший из Шотландии ансамбль играет на волынках.
Перрон в ожидании отправления TGV EST. Сегодня его первый рейс. Все билеты были раскуплены за несколько недель до знаменательного дня. Прямо перед отъездом можно купить только место в бизнес-классе.
Под вспышки фотокамер и звуки волынки на перрон въезжает серебристый экспресс. Место назначения - вокзал Paris EST. Время в пути - 2 часа 20 минут. Почти в два раза меньше, чем на обычном поезде.
Мое место - рядом с солидным мужчиной, доедающим печенье с джемом. У него на подносе - йогурт, кофе и круассаны. Нет, в цену билета не входит бесплатный завтрак. Как оказалось, этот человек - один из топ-менеджеров TGV. Так что к нему особое отношение. Он лично проверяет, насколько хорош новый поезд.
"Мы работали над проектом более 10 лет, - рассказывает Кристиан Росси. - А сама идея скоростного поезда, буквально летящего по воздуху, появилась еще четверть века назад. Конечно, тогда это было неосуществимо. Но теперь..."
В проект вложили 5 миллиардов евро. По плану эти затраты окупятся уже через три года.
"Люди больше не будут летать на самолете, - улыбается Росси. - Ведь можно "летать" на TGV". Так вы сэкономите и время, и деньги. 20 минут - до аэропорта Страсбурга, сорок пять минут - регистрация, час - полет из аэропорта Страсбурга в парижский "Шарль де Голль" - а оттуда еще час по города. А тут - сел в центре Страсбурга, два часа - и ты в столице".
В тамбуре закладывает уши. Когда сидишь в кресле, возникают чувства как в самолете перед взлетом. Наш борт может вместить 360 пассажиров. Среди услуг - бесплатные круассаны, заказ такси к поезду, наборы игрушек для детей. В креслах можно с удобством поспать, а в туалете - перепеленать памперсы малышу на специальном выдвигающемся столике.
Мы пролетаем Эльзас, Лотарингию и Шампань. Дорогу проложили далеко от населенных пунктов. Однако местные жители специально пришли к путям. Поезд замедляет ход... Вспышки камер, аплодисменты... и мы снова летим на скорости 320 километров в час.
Для сравнения: поезд Eurostar, курсирующий между Великобританией и континентом прямо под Ла-Маншем, может развивать максимальную скорость 300 километров в час.
"Уважаемые дамы и господа... вы можете... заказать такси прямо в поезде... спасибо... за внимание" - голос машиниста звучит немного растерянно. Он повторяет эту фразу на английском, французском и немецком. "Парень немного нервничает, такое событие", - улыбается Росси.
Чтобы осуществить проект, французские и немецкие же-лезнодорожные перевозчики Deutsche Bahn и SNCF - извечные конкуренты - пошли на беспрецедентный союз, построив общие линии. Ранее основной поставщик SNCF Alstcom заключил контракты на поставку скоростных поездов с Южной Кореей и Испанией, а Siemens - с РЖД. Немецкие поезда развивают скорость лишь до 260 км в час. Так что от французов мы пока будем отставать.
В поездах Siemens - кожа и дерево. В TGV - пластик и полиэстер. "Серьезные немцы, сумасшедшие французы", - шутит мой сосед. Интерьеры для французских поездов разрабатывал знаменитый дизайнер Кристиан Лакруа. В будущем европейские железнодорожники планируют построить две линии, пересекающиеся в Страсбурге: одно направление соединит Будапешт, Мюнхен, Вену и Париж, другое - Гамбург, Франкфурт, Лион и Барселону...
Сколько времени и денег вам сэкономит поезд
Раньше путь от Парижа до Франкфурта занимал 6 часов 15 минут, теперь - 3 часа 50 минут. От Парижа до Люксембурга вместо 3 часов будете ехать 2. От Парижа до Страсбурга - 2,5 часа вместо 4. От Парижа до Цюриха - 4,5 часа вместо 6.
Скорые поезда сто?ят почти столько же, сколько старые. В зависимости от удаленности места пребывания от места назначения цена билета в оба конца варьирует от 30 до 200 евро в эконом-классе и от 50 до 340 в бизнес-классе. Чем раньше забронируете билет, тем дешевле он вам обойдется.