Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

История начнется с уважения

"Что-то мне подсказывает, что в любой уважающей себя стране большей популярностью пользуются такие взгляды на историю, которые формируют уважение народа к самому себе" - с такими словами обратился в среду замглавы администрации президента Владислав Сурков к тремстам лучшим преподавателям и методистам, съехавшимся в Москву на конференцию "Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания".
0
Министр образования Андрей Фурсенко и замглавы администрации президента Владислав Сурков два часа общались с преподавательской элитой (фото: Сергей Мамонтов)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"Что-то мне подсказывает, что в любой уважающей себя стране большей популярностью пользуются такие взгляды на историю, которые формируют уважение народа к самому себе" - с такими словами обратился в среду замглавы администрации президента Владислав Сурков к тремстам лучшим преподавателям и методистам, съехавшимся в Москву на конференцию "Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания".

Вопросы оказались действительно актуальными: к обсуждению были предложены два новых пособия для учителей, излагающие взгляд государства на период 1945-2006 годов и место России в современном мире.

"Все успешные правители России отличались тем, что осознавали особенности своей страны. Две главные: суровый климат и огромные, трудно связываемые между собой пространства. Отсюда роль государства, исключительно важная во всех развитых странах, но критически необходимая в российском случае. Страна нуждалась и нуждается в консолидирующей силе". Так заканчивается хрестоматия "Новейшая история России". Об этом же - вся концепция суверенной демократии, автор которой почти два часа "держал" зал, забитый под завязку преподавателями, чиновниками Минобразования и политологами. Сурков начал с того, что признал "запоздалость", с которой "государство и общество возвращается к проблемам гуманитарной сферы", объяснил неизбежность этого возвращения ("экономика - это производная от культуры, определенной системы ценностей и морали"), а закончил, ответив на множество вопросов, призывом к "смягчению нравов" и в политике, и в обществе. Смягчать и будут учителя: с помощью новых книг, предлагающих цельный взгляд на историю и мир, а не сумбурное смешение "советских" и "антисоветских" воззрений, которое процветает в нынешней учебной литературе.

- Все то, что написано в нашей книге, соответствует строгим стандартам научности, принятым в мировом сообществе, - заявил "Известиям" перед выступлением Суркова профессор Леонид Поляков, под редакцией которого была подготовлена хрестоматия "Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке". - Этот стандарт выдержан, но при этом 51% содержания составляет идеология, или, если угодно, воспитание гражданственно-патриотической позиции, чтобы российские патриоты вырастали через становление гражданина, который живет в своей стране и которому хочется в ней жить. Да, это сознательная целенаправленная политика национальных интересов. Но по итогам разговоров, бесед, споров с избранным учительским сообществом мы поняли, что наш замысел воспринят. Духовно и интеллектуально мы совпали.

Действительно, когда замглавы администрации говорил о том, что национальную идею нельзя "спустить сверху", что его суверенная демократия - это даже не концепция, а напоминание о том, что власть в стране должна принадлежать всему народу, а не "группе товарищей" и уж тем более не заграничным "учителям демократии", зал всякий раз то сочувственно вздыхал, то аплодировал. Правда, под конец преподаватели стали уже совершенно откровенно шептаться по мобильникам и прихорашиваться - после Суркова их должны были увезти в Театр Российской армии на "Человека из Ламанчи".

Проводив до порога Суркова, организатор и ведущий конференции - министр образования и науки Андрей Фурсенко поднялся в опустевшую комнату отдыха, отхлебнул чая, обнаружил в соседнем кресле корреспондента "Известий" и безропотно согласился ответить на два главных вопроса.

вопрос: Когда новые учебники появятся в школах?

ответ: Сейчас я этого до конца не знаю. Неправильный ответ для министра, наверное (смеется). Вопрос сегодня не только в учебниках, но и в учителях. Большинство людей, которые должны нести знания, не сумели для себя сформулировать: что они хотят донести до своих учеников. Поэтому мы и начали с книги для учителей. А на этом совещании с ними вместе сформулировали заказ: нам нужны книга, по которой будет учиться учитель, учебник для студентов педвузов, учебники, рабочие тетради, пособия для школ. Чтобы весь этот комплекс появился, необходимо не меньше года, но процесс уже пошел. Эти пособия формулируют взгляды, которые принимает большинство учителей.

в: А что будет с меньшей частью? Но-вые учебники станут "единственно правильными"?

о: Никогда. Я абсолютно убежден, что мы не вернемся к ситуации, когда какой-либо предмет, в том числе и историю, мы будем учить по одному учебнику. Этого не примут ни общество, ни ученики, ни учителя. Но есть какие-то общие ценности, которые должны быть прописаны вне зависимости от того, кто учебник пишет. Мы живем в России, общество приняло тот строй, который сегодня есть. Школа, образование вообще находятся под опекой государства. Есть государственная образовательная политика, которая подразумевает определенные подходы, которые должны выполняться независимо от разнообразия взглядов.

Последние слова выглядят на бумаге жестко, но в интонации министра не было и намека на неотвратимость единообразия. Как не проглядывалось оно и в окружающей действительности: в крыле здания Академии повышения квалификации работников образования, где третий день ковали основы национально ориентированного учебного курса, все это время преспокойно гудел развлекательный центр "PENTAGON на Водном". И это никому не мешало.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...