Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Симфония для "чайников" с оркестром

Если рабочие начинают гримировать фасад Большого зала консерватории, а народную тропу к памятнику великому русскому композитору символизирует красная ковровая дорожка, это означает, что стартовал очередной турнир музыкантов имени Чайковского. Презрев суеверия, 13 июня открылся XIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского, в просторечии "Чайник"...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Если рабочие начинают гримировать фасад Большого зала консерватории, а народную тропу к памятнику великому русскому композитору символизирует красная ковровая дорожка, это означает, что стартовал очередной турнир музыкантов имени Чайковского. Презрев суеверия, 13 июня открылся XIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского, в просторечии "Чайник"...

Конкурс родился в 1958 году как соревнование пианистов и скрипачей. Четыре года спустя к ним присоединились виолончелисты, а в 1966 году и вокалисты. Хотя ни виолончель, ни скрипка не являлись фаворитами творчества Чайковского. И традиционно считается, что баталии пианистов и певцов (кстати, всегда самые многочисленные) предназначены для широкой публики, а тружеников смычка - для специалистов и прочих заинтересованных лиц. Советскому государству нужно было пафосное, масштабное событие в высоком искусстве, и его организовали постановлением ЦК.

Отечественные меломаны сразу полюбили конкурс, который стал "форточкой" в мир. Самые преданные поклонники даже берут на это время отпуск, так как прослушивания проходят и утром, и вечером. К сведению новичков - необходимо иметь с собой несколько простых вещей: веер и бутылочку минеральной воды, так как в залах всегда очень душно, удобную сумку для буклета, без которого не обойтись, и какую-нибудь пишущую принадлежность, чтобы вносить туда актуальные пометки. Расстройство посерьезнее - цены на билеты. Они - супротив традиции - просто заоблачные: от 150 до 2000 рублей. Обычно будущих звезд можно было услышать бесплатно. А в финале - за сущие копейки.

География лауреатства отработана четко. Естественно, в основном на конкурсе всегда побеждали представители СССР (теперь России, что сути не меняет). Определенная доля наград уходила в страны соцлагеря. Изредка с показным великодушием поощряли американцев. Политкорректный почин имел место на первом же конкурсе, где среди пианистов победил Вэн Клайберн. В 1990 году лауреатом стала суперпевица Дебора Войт. За 50 лет конкурс, конечно, открыл немало звезд, но, как правило, более удачные карьеры делали не чемпионы, а призеры.

Судя по числу поданных заявок (свыше 500), конкурс сохранил свою отличительную черту - гигантоманию. Хотя давно известно, что в искусстве марксистский тезис о переходе количества в качество не работает. В этом году проводился предварительный заочный отбор участников по аудио- и видеокассетам. Известен казус: отборочная комиссия не допустила к соревнованию певицу, приславшую вместо своей запись Ренаты Тебальди. И вовсе не за подлог. Элементарно - пение великой итальянки отборщиков не впечатлило...

Вообще решения жюри на конкурсе Чайковского становятся притчей во языцех. А порой - и поводом для громких скандалов, значительно снижающих международную репутацию состязания. Обильно представленная в жюри профессура Московской консерватории открыто лоббирует своих воспитанников. Наверное, полагая, что главный принцип патриотизма - максимум наград оставить дома.

Сегодня конкурс по сути превратился в российско-азиатский форум. Помимо большого количества россиян огромный процент соревнующихся составляют музыканты с Востока - из Китая, обеих Корей и Японии. Замечено, как только титульным спонсором конкурса становится, как и теперь, некая японская фирма, число успешных участников из Страны восходящего солнца резко возрастает. (Среди скрипичных мастеров, соревнование которых всегда предваряет основной конкурс, уже победил японец.) Также нельзя не заметить конфузно малого числа американцев и европейцев - законодателей мировой музыкальной моды. Чтобы конкурс реально стал международным, стоило бы, наверное, подумать о введении своеобразных квот на каждую страну - по олимпийскому принципу. Например, не более пяти человек в каждом разделе.

Имена победителей будут определять четыре бригады арбитров. Жюри по специальности "фортепиано" возглавляет Николай Петров, у скрипачей - Владимир Спиваков, у виолончелистов - Наталья Шаховская, а главный судья певцов - Ирина Богачева. Надо быть готовым к тому, что вы вряд ли на сто процентов будете согласны с вердиктом жюри. Специфика любого конкурса такова, что обычно побеждает не самый талантливый, а самый выносливый, тот, у кого нервы крепче. При наличии, разумеется, достаточной профессиональной выучки.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...