Восемь самых ярких "Лебединых озер"
На днях Москва впервые увидела "Лебединое озеро" Мэтью Борна. Среди современных прочтений "Лебединого" этот балет, возможно, самый титулованный, но не самый изобретательный. Бывали версии и поинтереснее. Подробнее о них и балете Борна - обозреватель "Известий" Светлана Наборщикова.
1. Ленинградский государственный театр оперы и балета, постановка Агриппины Вагановой (1933).
Балетный вариант повести о лишнем человеке. У истоков замысла стоял Максим Горький. 25 ноября 1931 года в газете "Правда" он предложил коллегам-писателям поразмыслить над серией романов под условным названием "История молодого человека XIX столетия". "Почему только писатели?" - обиделись балетные и изобразили на сцене господский дом с заросшим парком. Меланхолический граф (вылитый Лемешев в роли Ленского) гнался за лебедем (одна из лучших довоенных партий Галины Улановой) и забывал про невесту, дочку соседского помещика. В финале лебедя-мечту поражал охотничий выстрел. На место танцовщицы из люка поднимали бутафорскую птицу, а граф закалывался невесть откуда взявшимся кинжалом.
2. Гамбургский балет, постановка Джона Ноймайера (1976).
История короля Людвига Баварского, известного как король-лебедь. Людвиг, подобно Лоэнгрину, плавал по озеру в лебединообразной ладье, утонул при невыясненных обстоятельствах, и Петр Ильич Чайковский, писавший в это время свое "Лебединое озеро", был потрясен его гибелью. Все это исторические факты. Явление Людвигу двойника в образе моцартовского "черного человека" - домысел Ноймайера. А также повод для постановки красивейших мужских дуэтов. Балет, постоянно идущий в Гамбурге, стоит смотреть в любом случае, но особую привлекательность он имел, когда роли короля и двойника исполняли братья-двойняшки Отто и Иржи Бубеничеки.
3. Королевский балет Великобритании, постановка Энтони Доуэлла (1987).
Английское представление о русской тяге к vodka. Действие происходит в Петербурге конца XIX века. Принц, затянутый в мундир со звездой, - не кто иной, как наследник русского престола (исполнение этой роли чернокожим кубинцем Карлосом Акостой придает зрелищу особую пикантность). Великосветское общество в маскарадных костюмах а-ля рюс веселится возле ограды Летнего сада. Наставник в чеховских сюртуке и пенсне непрерывно прикладывается к фляжке и, нагрузившись, засыпает на скамейке. Кавалергарды во главе с наследником тоже пьют и у озера появляются едва передвигая ноги. Вопрос, были ли лебеди на самом деле или они привиделись герою в алкогольных галлюцинациях, остается открытым.
4. Кульберг-балет, постановка Матса Эка (1990).
Шведский вариант "Гамлета" с углубленной линией инцеста. Принц почти не обращает внимания на Одетту и явно тяготеет к матери. Впрочем, лысая Одетта и ее спутницы-лебеди настолько уродливы, что Принца можно понять.
5. Большой театр, постановка Владимира Васильева (1996).
Балет о конфликте отцов и детей. Под влиянием русских сказок Одетта-Одиллия превратилась в Царевну-лебедя. Злой волшебник Ротбарт оказался папой и соперником Принца. Спектакль вызывал смех, пока роль Царевны не освоила Анастасия Волочкова. В ту пору ее цветущий вид и техничный танец еще находились в приятной глазу гармонии.
6. Театр фон Крааль, постановка Саши Пепеляева и Петера Ялакаса (2003).
"Лебединое озеро" как энциклопедия русской жизни. Принц Зигфрид ассоциируется с Лениным, Одетта - с революционной Россией. Собственно сюжет состоит в том, что на некую планету, как в фильме "Кин-дза-дза!", прилетают лихие бунтари-романтики. Бравые парни будят спящее болото, некогда бывшее озером. Полюбовавшись на результаты своих трудов - на экране бег трактора по вспаханному полю, раскаленная лава из домны, марширующие физкультурники и прочие страницы нашей истории, реформаторы улетают восвояси. В странах, где еще помнят об "империи зла", спектакль пользуется успехом.
7. Балет "Трокадеро де Монте-Карло", постановка Трутти Гаспаринетти (по Льву Иванову).
Мужчины из "Трокадеро" посягнули на святая святых - лебединый акт. Пародия получилась мастерская. Мускулистый кордебалет напоминает стаю разъяренных гусынь. Злой гений в тюрбане из перьев гоняет подопечных как заправский сутенер. Маленький оруженосец Принца пытается завязать интрижку с Одеттой. Его долговязый хозяин в белокуром паричке так глубоко осваивает роль мечтателя, что выходит на непредусмотренную вариацию. Одетта кокетничает сразу с тремя мужчинами, включая Злого гения, но не забывает о профессиональном долге. Вариация и кода исполняются с мастерством "Светланы Лоуфэткиной". Смешно настолько, что хохот публики заглушает оркестр.
8. "Бэк Роу Продакшнз"и "Нью Эдвенчерз", Великобритания. Режиссер и хореограф Мэтью Борн. Музыка П.И.Чайковского
Хореограф рассказал историю наследника, на которого королева, занятая государственными обязанностями, не обращает ни малейшего внимания. Взрослый принц, обделенный материнской любовью, имеет проблемы с женщинами и ищет счастья в стае лебедей.
Лондонская премьера балета в 1995 году совпала со скандалами в английской королевской семье. Принцесса Диана разводилась с принцем Чарльзом. Чарльз не скрывал романа с Камиллой Паркер-Боулз. Елизавета хранила гордое молчание. На этом фоне балет Борна выглядел по меньшей мере провокационным. Тем более что исполнитель роли Принца Скотт Эмблер был как две капли воды похож на Чарльза, а белокурый соблазнитель, которого станцевал Адам Купер, странным образом напоминал и Диану, и Камиллу.