Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров на встрече с главой МИД Бразилии обсудил решение украинского конфликта
Мир
Замглавы МИД ЮАР выразил надежду на тесное сотрудничество со странами БРИКС
Мир
Байден поручил Пентагону скорректировать размещение сил на Ближнем Востоке
Общество
Электроснабжение восстановили после взрыва на АЗС в Дагестане
Мир
Глава МИД КНР назвал отношение США к Китаю двуличным
Мир
Госслужащие США временно ограничены в перемещении по Израилю в личных целях
Мир
Президент Польши признал желание многих стран возобновить связи с Россией
Мир
Главы МИД России, Ирана и Турции осудили произвольные авиаудары Израиля по Сирии
Армия
Силы ПВО уничтожили пять беспилотников над Курской и Белгородской областями
Армия
Вертолеты Ка-52М нанесли удар по ВСУ в приграничном районе Курской области
Мир
РФ будет добиваться переноса штаб-квартиры БДИПЧ ОБСЕ из Польши
Спорт
Вице-премьер РФ Чернышенко рассказал о преобразованиях спорта в России
Мир
Лавров на СБ ООН назвал атаки Израиля по Ливану грубым нарушением суверенитета
Общество
Фонд «Инсан» организовал помощь родственникам раненых при взрыве в Махачкале
Общество
В Госдуме рассказали о возможности получения удвоенной выплаты к пенсии
Мир
Картаполов назвал возможное основание для применения ядерного оружия
Мир
Блинкен выразил Китаю обеспокоенность из-за якобы поддержки ВПК России
Мир
Reuters узнало об отказе Индии покупать российский газ с «Арктик СПГ – 2»

Восемь самых ярких "Лебединых озер"

На днях Москва впервые увидела "Лебединое озеро" Мэтью Борна. Среди современных прочтений "Лебединого" этот балет, возможно, самый титулованный, но не самый изобретательный. Бывали версии и поинтереснее. Подробнее о них и балете Борна - обозреватель "Известий" Светлана Наборщикова.
0
Королевский балет Великобритании, постановка Энтони Доуэлла (1987).
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На днях Москва впервые увидела "Лебединое озеро" Мэтью Борна. Среди современных прочтений "Лебединого" этот балет, возможно, самый титулованный, но не самый изобретательный. Бывали версии и поинтереснее. Подробнее о них и балете Борна - обозреватель "Известий" Светлана Наборщикова.

1. Ленинградский государственный театр оперы и балета, постановка Агриппины Вагановой (1933).

Балетный вариант повести о лишнем человеке. У истоков замысла стоял Максим Горький. 25 ноября 1931 года в газете "Правда" он предложил коллегам-писателям поразмыслить над серией романов под условным названием "История молодого человека XIX столетия". "Почему только писатели?" - обиделись балетные и изобразили на сцене господский дом с заросшим парком. Меланхолический граф (вылитый Лемешев в роли Ленского) гнался за лебедем (одна из лучших довоенных партий Галины Улановой) и забывал про невесту, дочку соседского помещика. В финале лебедя-мечту поражал охотничий выстрел. На место танцовщицы из люка поднимали бутафорскую птицу, а граф закалывался невесть откуда взявшимся кинжалом.

2. Гамбургский балет, постановка Джона Ноймайера (1976).

История короля Людвига Баварского, известного как король-лебедь. Людвиг, подобно Лоэнгрину, плавал по озеру в лебединообразной ладье, утонул при невыясненных обстоятельствах, и Петр Ильич Чайковский, писавший в это время свое "Лебединое озеро", был потрясен его гибелью. Все это исторические факты. Явление Людвигу двойника в образе моцартовского "черного человека" - домысел Ноймайера. А также повод для постановки красивейших мужских дуэтов. Балет, постоянно идущий в Гамбурге, стоит смотреть в любом случае, но особую привлекательность он имел, когда роли короля и двойника исполняли братья-двойняшки Отто и Иржи Бубеничеки.

3. Королевский балет Великобритании, постановка Энтони Доуэлла (1987).

Английское представление о русской тяге к vodka. Действие происходит в Петербурге конца XIX века. Принц, затянутый в мундир со звездой, - не кто иной, как наследник русского престола (исполнение этой роли чернокожим кубинцем Карлосом Акостой придает зрелищу особую пикантность). Великосветское общество в маскарадных костюмах а-ля рюс веселится возле ограды Летнего сада. Наставник в чеховских сюртуке и пенсне непрерывно прикладывается к фляжке и, нагрузившись, засыпает на скамейке. Кавалергарды во главе с наследником тоже пьют и у озера появляются едва передвигая ноги. Вопрос, были ли лебеди на самом деле или они привиделись герою в алкогольных галлюцинациях, остается открытым.

4. Кульберг-балет, постановка Матса Эка (1990).

Шведский вариант "Гамлета" с углубленной линией инцеста. Принц почти не обращает внимания на Одетту и явно тяготеет к матери. Впрочем, лысая Одетта и ее спутницы-лебеди настолько уродливы, что Принца можно понять.

5. Большой театр, постановка Владимира Васильева (1996).

Балет о конфликте отцов и детей. Под влиянием русских сказок Одетта-Одиллия превратилась в Царевну-лебедя. Злой волшебник Ротбарт оказался папой и соперником Принца. Спектакль вызывал смех, пока роль Царевны не освоила Анастасия Волочкова. В ту пору ее цветущий вид и техничный танец еще находились в приятной глазу гармонии.

6. Театр фон Крааль, постановка Саши Пепеляева и Петера Ялакаса (2003).

"Лебединое озеро" как энциклопедия русской жизни. Принц Зигфрид ассоциируется с Лениным, Одетта - с революционной Россией. Собственно сюжет состоит в том, что на некую планету, как в фильме "Кин-дза-дза!", прилетают лихие бунтари-романтики. Бравые парни будят спящее болото, некогда бывшее озером. Полюбовавшись на результаты своих трудов - на экране бег трактора по вспаханному полю, раскаленная лава из домны, марширующие физкультурники и прочие страницы нашей истории, реформаторы улетают восвояси. В странах, где еще помнят об "империи зла", спектакль пользуется успехом.

7. Балет "Трокадеро де Монте-Карло", постановка Трутти Гаспаринетти (по Льву Иванову).

Мужчины из "Трокадеро" посягнули на святая святых - лебединый акт. Пародия получилась мастерская. Мускулистый кордебалет напоминает стаю разъяренных гусынь. Злой гений в тюрбане из перьев гоняет подопечных как заправский сутенер. Маленький оруженосец Принца пытается завязать интрижку с Одеттой. Его долговязый хозяин в белокуром паричке так глубоко осваивает роль мечтателя, что выходит на непредусмотренную вариацию. Одетта кокетничает сразу с тремя мужчинами, включая Злого гения, но не забывает о профессиональном долге. Вариация и кода исполняются с мастерством "Светланы Лоуфэткиной". Смешно настолько, что хохот публики заглушает оркестр.

8. "Бэк Роу Продакшнз"и "Нью Эдвенчерз", Великобритания. Режиссер и хореограф Мэтью Борн. Музыка П.И.Чайковского

Хореограф рассказал историю наследника, на которого королева, занятая государственными обязанностями, не обращает ни малейшего внимания. Взрослый принц, обделенный материнской любовью, имеет проблемы с женщинами и ищет счастья в стае лебедей.

Лондонская премьера балета в 1995 году совпала со скандалами в английской королевской семье. Принцесса Диана разводилась с принцем Чарльзом. Чарльз не скрывал романа с Камиллой Паркер-Боулз. Елизавета хранила гордое молчание. На этом фоне балет Борна выглядел по меньшей мере провокационным. Тем более что исполнитель роли Принца Скотт Эмблер был как две капли воды похож на Чарльза, а белокурый соблазнитель, которого станцевал Адам Купер, странным образом напоминал и Диану, и Камиллу.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир