Президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов: "Город, который мы строим, стал враждебен человеку"
- Статьи
- Страна
- Президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов: "Город, который мы строим, стал враждебен человеку"
В этом году Союз московских архитекторов (СМА) празднует 15-летие. Процветающие профессионалы, немало заработавшие на московском строительном буме, могли бы отметить юбилей вольной и сытной жизни грандиозным банкетом. Однако вместо праздника они устроили конференцию "Москва-1992-2007. Градостроительная практика", на которой прозвучали тревожные слова: "Город, который мы строим, стал враждебен человеку". Резкость формулировок коллег по цеху пояснил в интервью обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой президент СМА Виктор Логвинов.
"Плотность застройки в столице доходит до 40 тысяч кв.м на гектар. Так жить нельзя"
вопрос: Практически все выступавшие на конференции говорили, что, хотя успехи Москвы невозможно отрицать, нельзя не замечать и тенденций градостроительного развития, враждебных людям. Например, в некоторых кварталах плотность застройки достигает 40 тыс. кв.м на 1 гектар.
ответ: Доходит и до 60 тысяч. Но так жить нельзя. Это дискомфортные, не предназначенные для нормальной жизни условия.
в: А какая плотность комфортна для человека?
о: Многие годы предельно допустимой считалась плотность застройки в 25 тыс. кв.м на 1 гектар, в профессиональной среде она до сих пор признается оптимальной. Ее превышение приводит к потере зеленых и свободных пространств, к явному переуплотнению.
в: В обращении конференции, адресованном обществу, деловым кругам и администрации города, говорится о том, что "в практике градостроительства последних лет нарушен баланс интересов общества и корпоративных интересов". Потому и деградирует городская среда.
о: Среда не деградирует. Она развивается. Но, к сожалению, слишком быстрыми темпами. Так бывает, когда подросток вдруг резко "идет в рост", часто - в ущерб собственному организму. Много лет показатели по росту жилья и торговли опережают плановые показатели Генплана, а по развитию транспорта, инженерной и социальной инфраструктуры, наоборот, серьезно до них не дотягивают (смотрите схему. - "Известия"). Методы лечения болезни известны: нужны законодательные, общественные, профессиональные меры, чтобы этот перекос был преодолен. Иначе город не сможет развиваться дальше. Сегодня очень часто случается, что на территориях, очерченных "красными линиями", в свое время зарезервированных, например, под строительство дорог, сначала разрешают строительство временных зданий, потом - 3-этажных торговых центров, а в итоге оформляют их в собственность инвестору. Хотя на месте этих зданий должны быть транспортные развязки, новые хордовые направления или дублеры вылетных трасс.
в: И как с этим бороться?
о: Законодательно. В Москве нужно запретить отчуждение всех земель общего пользования.
"Бери в аренду метр Тверской, ставь на ней шлагбаумы и бери плату за проезд! Не запрещено"
в: Союз московских архитекторов предлагает сделать это в законе "О землепользовании и застройке", который сейчас как раз готовится в Мосгордуме. А какие земли могут быть признаны в нем "общими"?
о: Пока что - улицы, площади, набережные. Вроде бы все согласны, что с практикой их раздачи нужно кончать. Но сказав "а", нужно сказать и "б". А как быть с землями, зарезервированными под инженерную инфраструктуру ? Или под социальную - детские дома, школы, поликлиники? Закон об этом ничего не говорит. То есть их вроде как можно отчуждать. Поэтому Союз московских архитекторов требует, чтобы это положение было развито и распространено на все территории, зарезервированные под общественные нужды. Но и этого мало. Если нельзя их отчуждать, то получается, что можно сдавать в аренду, в том числе и долгосрочную. Значит, бери в аренду, допустим, метр Тверской улицы, ставь на ней шлагбаумы и бери плату за проезд? Сегодня, как ни парадоксально, это не запрещено.
в: Надо сказать, что многие так и делают.
о: Да уж. Любой банк запросто может вывесить предупреждение, что стоянка, под которую выгорожен участок московской улицы, - только для его клиентов. За банками пошли рестораны, офисы. А началось все с госучреждений, закрывших части улиц для собственного использования. Расчистить эти завалы на дорогах, которые еще больше осложняют транспортную ситуацию, очень непросто. Вот, допустим, бывший Минмонтажспецстрой на Большой Садовой несколько лет назад "приватизировал" проезжую часть между Ермолаевским переулком и Садовым кольцом, которая всегда предназначалась для разворота с Тверской на Садовое кольцо. Они просто взяли и поставили шлагбаум, закрыв часть улицы для частной стоянки. Понадобился не один год, чтобы эти шлагбаумы убрать. Теперь, когда открыт прямой проезд, наконец рассосалась пробка на несколько сот метров, которая много лет стояла на углу Малой Бронной и Садового кольца. А сколько таких примеров? Поэтому мы предлагаем запретить долгосрочную аренду территорий общего пользования вообще, ограничив краткосрочную. Например, улицы и площади должны сдаваться в аренду в одном-единственном случае - для ремонта проходящих под ними коммуникаций. Но и тогда должны быть очень серьезные ставки арендной платы, которые многократно увеличивались бы в случае, если нормативные сроки строительства на этих местах нарушаются. Тогда исчезнут бесконечные заборы, которые годами перегораживают наши улицы, площади и бульвары. На площади Восстания, Трубной, Сухаревской годами стоят заборы вокруг вырытых ям. И никто за это не отвечает, никто за это не платит.
в: Вы считаете, ваши предложения войдут в окончательную редакцию закона?
о: Не убежден. Слишком многие кормятся на отсутствии таких положений закона. Лоббирование и давление на депутатов будет огромным.
"Городу пора четко разделить городской заказ и коммерческие объекты"
в: На конференции поминали недобрым словом культурный центр Константина Райкина, который ему "дарят" инвесторы, заполучившие под строительство так называемой инвестиционной составляющей проекта (офисов, гостиниц, ресторанов и пр.) лакомый кусок городского зеленого клина. Архитекторы говорили, что городу пора четко разделить городской заказ и коммерческие объекты, иначе образуется неправовое поле, в котором можно все править и менять.
о: Буквально в прошлом месяце на общественном совете был приостановлен проект так называемого Храма детства - своеобразного игрового городка. Под такую прекрасную идею предполагалось отдать больше гектара земли в центре города, напротив Уголка Дурова. Но выяснилось, что небольшой детский клуб будет начисто "задавлен" гигантскими офисными объемами, которые якобы должны обеспечить финансирование его строительства. Члены московского правительства просто руками развели и признали, что в этом случае помочь детям может, видимо, только бюджет. А как можно за счет инвесторов строить транспортный тоннель в самом центре города, на Пушкинской площади? Такого нет нигде в мире. Финансирование общественно необходимых зданий и сооружений всегда происходит только за счет бюджета.
в: По мнению ваших коллег, давно пора принять экономические меры по сдерживанию строительства элитного жилья, офисов и торговых объектов. Вы считаете, власти и в самом деле могут это сделать?
о: Не только могут, но и делают. У нас есть замечательное постановление, принятое семь лет назад и не отмененное до сих пор, которое ввело очень жесткую по тем временам норму, запрещающую строить в пределах Центрального округа офисные здания площадью больше 10 тыс. кв. метров. Но пройдитесь по центру, и вы без труда обнаружите, что огромных новеньких офисных зданий, построенных "в виде исключения", не счесть. Проблема во многом состоит в том, что правовыми методами мы вроде бы ограничиваем офисное строительство, а экономическими - стимулируем. Вот, допустим, жилые здания в центре строятся по формуле 50 на 50, то есть половина построенного достается городу, половина - инвестору. А в офисных зданиях доля города намного меньше. Значит, необходимы экономические меры, чтобы вложение капитала в строительство офисов в Центральном округе перестало быть выгодным.
"Жизнь по законам эгоизма может стать невыносимой"
В свою очередь, мы, ощущая свою ответственность за город, готовы, например, давать москвичам профессиональные консультации и советы в ситуациях, когда есть подозрения, что в градостроительных проектах не учтен общественный интерес. Мы готовы создать курсы градостроительного "ликбеза" для столичных руководителей. Правда, боюсь, добровольцев не будет. Нужна воля правительства Москвы, которое признает, что это необходимо, и пошлет на курсы по крайней мере тех, кто занимается вопросами землепользования, застройки, транспорта, охраной окружающей среды. Ради того, чтобы все мы, от пенсионера до олигарха, жили в нашем городе комфортнее. Ведь город - это наш большой общий дом, жизнь в котором по законам эгоизма, без соблюдения элементарных "правил общежития" может стать невыносимой.
Первый заместитель главного архитектора Москвы Юрий Григорьев:
"Давление идет со всех сторон - стало просто опасно работать"
Святослав Миндрул,
вице-президент СМА:
- Почему во всем мире инвестиции - благо, а у нас в Москве - своего рода бедствие? На Западе инвестиционные программы идут на конкурс после подробнейшей проработки урбанистическими службами города.
У нас формально также, но на самом деле спускается команда о необходимых объемах, а потом под них выполняются градостроительные проработки, подводится теоретическая база. Бороться с инвестиционным давлением коммерческих структур главному архитектору города и Москомархитектуре чрезвычайно трудно. Все осложняется тем, что городские урбанистические структуры являются подразделениями административных, а административные частично являются инвесторами и застройщиками одновременно... Сегодня в городе создаются кварталы с плотностью застройки, доходящей до 40 тыс. кв. м на 1 га. Это приводит к проблемам с транспортом, экологией, комфортом. Спасут ли нас Третье и Четвертое кольца, строительство четырех хордовых магистралей? При современных темпах жилищного и дорожного строительства - вряд ли. Московские дороги упираются в Московскую область. Каким бы хорошим ни был новый Ленинградский проспект, если в Химках запруда, он будет стоять.
Юрий Григорьев,
первый заместитель председателя Москомархитектуры, директор МНИИТЭПа:
- Город катастрофически растет, сюда идут инвестиции со всех краев бывшего Союза. Москомархитектуре, главному архитектору стало очень трудно работать в условиях, когда давление идет со всех сторон - через деньги, через звонки. В этой ситуации иногда уже стало просто опасно работать... У нас много частных проектных организаций и система так называемых тендеров, когда спонсор-заказчик ищет, кто ему подешевле спроектирует, чтобы потом как можно дешевле построить и как можно дороже продать. А что будет дальше, этим людям наплевать. Мы с этим сталкиваемся ежедневно. Вот я вчера проводил комиссию, где из 30 объектов около половины пришлось "завернуть". Потому что проектные организации полностью пошли на поводу субъективных требований спонсоров-заказчиков и превратили здания, которые необходимо строить, в неграмотную карикатуру. Мы вынуждены возвращать эти проекты. Таких случаев все больше и больше. Так происходит, когда тендеры выигрывают готовые все делать за копейки малые проектные организации, где нет профессиональных специалистов. Потом эти проекты проталкиваются любым путем, а мы спрашиваем: "Откуда такое могло взяться?"... У нас достаточно уже было скандальных катастроф, но вот недавно наша комиссия завернула один крупный проект из-за элементарной неграмотности - не вкусовой, подчеркиваю, а градостроительной, нормативной, и я уже пять звонков получил, в том числе "сверху" : "Что это вы мешаете бизнесу? Вы шутки шутите, что ли?" Такое возможно из-за отсутствия юридических правил игры в нашем огромном городе. Их нет, к сожалению...
Юрий Гнедовский,
президент Союза архитекторов России:
- Когда приезжаешь в другие города, то все говорят - Москва пропала, историческая Москва исчезла, вы, архитекторы, загубили город. Мы должны оценить сегодня, что мы загубили, а что - возродили и улучшили.
Надо посмотреть, как складывается застройка по вертикали, где возникли объемы, которые превышают запланированные Генпланом, как они возникли, одним словом, показать реальные итоги последнего времени в объемном архитектурном виде. Нам, как архитектурному сообществу, необходимо зримо показать результаты этого очень драматического периода градостроительства, когда давление капитала огромно, и оно продолжается... Мы должны показать, что в городе сделано вопреки Генплану, определить конкретные итоги конкретных работ: в объемах, силуэтах, перспективах. Давайте пройдемся по городу с фотоаппаратом и предоставим обществу результаты градостроительной деятельности рыночного времени.
Из выступлений участников конференции СМА по теме "Москва-1992-2007. Градостроительная практика"