Учет и контроль – себе в ущерб
Весной 2005 года, "Известия" об этом писали, в транспортной сфере города появилось новое государственное унитарное предприятие – "Организатор перевозок". В результате структура городских пассажирских перевозок стала трехзвенной: комитет по транспорту, новый ГУП и предприятия перевозчики. Два года – достаточный срок для становления предприятия, теперь уже можно обсуждать, оправдалось ли введение еще одного звена в транспортную систему.
- Одна из функций, переданных нашему предприятию, проверка выполнения объемов перевозок на маршрутах, - рассказывал "Известиям" через несколько месяцев после образования нового ГУП его директор Сергей Белокосков. – Другая – контроль за соблюдением правил проезда пассажирами. Мы так же занимаемся продажей всех видов проездных билетов для наземного транспорта. С 2006 года к нам перейдет функция составления расписания движения транспорта по всем социальным маршрутам города.
Отлаженное расписание, сокращение времени ожидания транспорта – один из показателей европейских стандартов жизни горожанина. К внедрению которых, кстати, мы стремимся, это одна из важных социальных задач, поставленных губернатором города. В год столетия петербургского трамвая интересно было узнать, с какими интервалами ожидания встречает юбилей старейший электрический вид общественного транспорта.
- Соглашусь, что время ожидания – главный показатель работы транспорта, - отметила Екатерина Ковалева, заместитель генерального директора по эксплуатации ГУП "Горэлектротранс". – Скажу больше, чем чаще ходят трамваи, тем нам – предприятию выгоднее, больше выручки. Это понятно: люди не будут ждать тот же трамвай больше 6-10 минут, они пересядут на другой вид транспорта, и мы потеряем деньги. Зато, например, на 60 маршруте (от Северной верфи) у нас интервал ожидания 3-4 минуты, и маршрут приносит 4 млн рублей в месяц.
Конечно, далеко не на всех маршрутах интервал ожидания трамвая 3-4 минуты. Парк вагонов из-за их износа с каждым годом сокращается, подвижного состава не хватает. Кстати, оказалось, что расписание движения трамваев и троллейбусов специалисты "Горэлектротранса" составляют сами. "Нам в этом помощь не нужна, - подчеркнула заместитель директора, - мы этим занимаемся десятки лет, у нас отличные специалисты. Есть и своя группа по обследованию пассажиропотоков".
Функция ГУП "Организатор перевозок" в отношениях с таким крупнейшим перевозчиком как "Горэлектротранс", как выяснилось, заключается в основном в том, чтобы, как и сказал Сергей Белокосков, контролировать выполнение объемов перевозок. Для чего? Для того, чтобы составить акт о выполнении работ.
Учет и контроль, дело, конечно, важное. Но как же эта функция – составление акта – исполнялась, когда этого ГУП не было? Исполнялась и вполне успешно специалистами комитета по транспорту. Только они проводили проверки выборочно – с достаточной достоверностью и меньшими трудозатратами. ГУП же, обладая большими человеческими ресурсами, проверяет тотально. Тем не менее, думается, результаты получаются одинаковыми.
Сосредоточившись на контроле, ГУП внедряет новые технические элементы. Не так давно пассажиры стали с интересом наблюдать, как кондуктор "с толстой сумкой на ремне" вынимает из нее довольно объемный и не слишком удобный прибор, подносит его к проездным документам пенсионеров. Предмет называется валидатор, с помощью его, во-первых, проверяется подлинность документа, во-вторых, прибор считает, сколько народу ездит с пенсионными карточками.
Не знаю, насколько нужна такая отчетность, но вот кондукторов с введением таких приборов точно поубавилось. Их и так нелегкая работа еще более утяжелилась, люди ответили массовым увольнениями. В результате, в социальном транспорте сложился устойчивый дефицит рабочих кадров, на некоторых видах не заполнено до половины ставок кондукторов. Дефицит создался не смотря на неплохую зарплату – от 16 до 20 тыс рублей. Это заметно выше, чем в среднем по городу.
Важность учета и контроля мы помним еще из учебников социалистической политэкономии. Но не в ущерб же себе это делать. И функцию составления расписания тоже более разумно оставить специалистам, которые на ней уже "собаку съели", новички могут и ошибиться… Очевидно, что организаторам ГУП "Организатор перевозок" стоит подумать, насколько нужен этот ГУП. Или какие функции этого предприятия могли бы реально принести пользу транспортному процессу. Иначе работникам предприятия приходится их себе придумывать. Кстати, проездные карточки тоже вполне успешно продавались и до образования нового ГУП. Как и составление акта о выполненных работах.