Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин обновил порядок платежей за российский газ иностранными покупателями
Экономика
Хуснуллин предложил увеличить лимит по семейной ипотеке
Мир
Трамп поздравил владельцев биткоина с рекордной ценой криптовалюты
Мир
Глава МИД Украины покинул зал СМИД ОБСЕ во время выступления Лаврова
Мир
Посол Мальты объяснил причину аннулирования визы Захаровой реакцией некоторых стран
Мир
Лавров указал на усугубление ситуации заявлениями ЕС об отправке войск на Украину
Общество
ФНС попросила включить в реестр требований к Блиновской более 1 млрд рублей долга
Мир
В МИД РФ озабочены заявлениями Киева о пересмотре безъядерного статуса
Общество
Путин вручил премию «Волонтер года» Марии Карпенко из Курской области
Мир
Глава МИД Украины исключил компромиссы с РФ по вопросу территорий
Мир
Мэр Варшавы рассказал о 150 тыс. оставшихся в городе украинских беженцах
Общество
Патрушев назвал направления нового нацпроекта «Экологическое благополучие»
Наука и техника
Путин назвал 2025 год ключевым для технологического развития РФ
Общество
Путин принял участие в акции «Елка желаний»
Экономика
Новак назвал стабильной ситуацию на мировом рынке нефти
Армия
Силы ПВО ликвидировали два украинских БПЛА над Белгородской и Курской областями
Мир
Нидерланды попросят ЕС приостановить безвизовый режим с Грузией
Мир
Пискарев сравнил технологию планирования беспорядков в Грузии с протестами в РФ

Музыкант Борис Гребенщиков: "Устройство моего организма давно не позволяет мне напиваться до беспамятства"

Минувший понедельник творец не осушаемого "Аквариума" провел в Лондоне под своим духовным именем Борис Пурушоттама, данным ему наставником Шри Чинмоем. Последний решил, что достигшая 35-летия русская культовая группа достойна сольного выступления в знаменитом Royal Albert Hall, и спонсировал данное мероприятие.
0
Борис Гребенщиков: "Устройство моего организма давно не позволяет мне напиваться до беспамятства" (фото: INTERPRESS)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минувший понедельник творец не осушаемого "Аквариума" провел в Лондоне под своим духовным именем Борис Пурушоттама, данным ему наставником Шри Чинмоем. Последний решил, что достигшая 35-летия русская культовая группа достойна сольного выступления в знаменитом Royal Albert Hall, и спонсировал данное мероприятие. Накануне лондонского концерта и в преддверии юбилейного концерта "Аквариума" в московском "Олимпийском", который пройдет 8 июня, с Борисом Гребенщиковым посидел за чайничком чая обозреватель "Известий" Михаил Марголис.

вопрос: Судя по афишам, в июне "Аквариум" отпразднует свое 350-летие. Ты и прежде в наших разговорах упоминал такую многовековую дату. Сколько в ней смыслов, или это исключительно твое озорство?

ответ: Отвечаю охотно. Я, правда, не умею считать время, и меня ни с какой стороны не интересуют юбилеи. Мне кажется, юбилеями гордятся те люди, которым больше гордиться нечем. Я, допустим, не стал бы гордиться даже 500-й или 1000-й сочиненной песней или миллионной строкой. Это лишь цифры. Они ничего не значат. Меня интересует только то, что мы сегодня делаем в "Аквариуме". А сколько времени прошло, не важно. Как говорится, счастливые часов не наблюдают. Поэтому, хотят они юбилей — пожалуйста, пусть он будет. И в этом случае какая разница — 35 или 350 лет? Я помню, что мы играем давно. Возможно, и 3500 лет.

в: "Они хотят юбилей" — это кого ты подразумеваешь?

о: Систему массового оповещения публики о каком-то событии, когда общественности подается сигнал, что на такое-то мероприятие надо купить билет.

в: Сольный концерт "Аквариума" в Royal Albert Hall выглядит достаточно неожиданно в вашем нынешнем гастрольном графике. Откуда он взялся?

о: Это личный подарок Шри Чинмоя нашей музыке, "Аквариуму". Ему нравится, как я пою.

в: Как-то будешь видоизменять вашу теперешнюю программу ради такого концерта?

о: Нет, мы построим ее точно так же, как на других выступлениях. Добавится только одна песня, написанная мною лично для Чинмоя. Ему будет приятно, и мне будет приятно. А вообще, конечно, я считаю концерт в Альберт-Холле царским подарком.

в: Вспомни, когда последний раз на вашем сольнике собиралась "специфическая аудитория"?

о: Мы недавно давали концерт в питерской 239-й математической школе, которую я заканчивал. Очень захотелось сыграть для публики, не платившей за билеты.

в: Одноклассников своих встретил?

о: Нет. Мы играли для теперешних учеников. После уроков.

в: А из педагогов твоей юности увидел кого-нибудь?

о: Там уже давно никого из них не осталось.

в: Доводилось тебе хоть однажды, глядя на какое-то современное явление или на тинейджеров, классически брюзжать "вот в наше время..."?

о: Ни разу в голову не приходила эта фраза. Единственное, как, пожалуй, можно ее использовать: вот в наше время проводились "квартирные" концерты, а теперь их нет. Хочется, чтобы они были. Интересно сыграть что-нибудь с той же степенью внутренней расслабленности, с какой мы играли на домашних выступлениях 25—30 лет назад.

в: Но что сейчас мешает устроить подобную акцию?

о: Боюсь, наши высокие требования к самим себе. Шесть человек поместить в маленькую комнату да еще набить туда зрителей трудно.

в: Если уже тебе в подарок предоставили Альберт-Холл, то, наверное, найдутся друзья и с очень большой квартирой?

о: Так если будет очень большая квартира, получится практически клубный концерт. Мне, собственно, сейчас и нравится играть в клубах, поскольку там наиболее близкая к "квартирникам" атмосфера. Вот сыграли на днях в Каунасе концерт, и там было что-то очень похожее. Элемент неформальности присутствовал.

в: Совсем недавно отмечал 50-летие Юрий Шевчук. Для широкой аудитории вы равновесные представители одного поколения, питерские легенды русского рока, однако с юбилеем ты его не поздравлял?

о: У меня нет его телефона. Мы никогда не были с ним особо близки. Видел его вне сцены, возможно, три-четыре раза в жизни. Уважаю, право Шевчука на собственную точку зрения, но мы занимаемся разными вещами. Я рад, что он существует, но это не повод общаться.

в: Шевчук твердо уверен в том, что он русский рок "никому за тридцать сребреников не продал". А ты?

о: Не думаю, что кто-то готов платить... В России за последние полвека действительно появилась музыка, исполняющаяся под аккомпанемент электрогитар и барабанов, но я бы не сравнил ее с той музыкой, что аналогичным образом исполняется в Англии, Америке или во Франции. Наш рок получился не совсем таким, каким я хотел его видеть. Когда-то я думал, что в России появятся группы, сравнимые с "Битлз", с Джимми Хендриксом... Я говорю о похожем эмоциональном заряде и качестве музыки. С блестящей рок-музыкой у нас, в России, не очень сложилось. Раймонд Паулс в этом смысле может дать солидную фору всем нашим так называемым исполнителям рока. Не могу сказать, что являюсь большим поклонником Паулса, но технически у него мелодии красивые.

в: Земфира отменила концерт в Таллине из-за происходивших там всем известных событий с Бронзовым солдатом. Если бы у "Аквариума" в те дни был намечен концерт в Эстонии, он тоже бы не состоялся?

о: Не могу представить подобную ситуацию. Аллах нас туда не послал в тот момент. Рядом мы были, а в Эстонии нет, но не по политическим соображениям, а просто не сложилось. Ко мне в Риге подходили на улице с утра пьяные люди и спрашивали: "Ну что ты, Боря, думаешь по поводу переноса памятника?" Я отвечал, что понимаю обе стороны конфликта. Буду рад, если эта ситуация разрешится с минимальными потерями. Мне таллинцы рассказывали, каково им было прежде, и у них есть свои вполне объяснимые обиды. Эстония — очень маленькая страна, и я уважаю ее право на самоопределение. Но нашу сторону я тоже понимаю. Действительно, гибли люди, освобождая от немцев Эстонию. Немцы во Второй мировой войне ничем хорошим не были, от них стоило освобождать. А теперь с центральной площади столицы демонтируют памятник этим освободителям.

в: "Аквариум" для тебя — это отражение какой-то эпохи или формация, существующая вне временного контекста?

о: Для меня "Аквариум" — вне эпохи, он идет от Лао-Цзы. То, что мы существуем, доказывает, что из элементов нынешнего времени можно составить нечто гармоничное и отражающее вечность.

в: Буквально на днях на официальном сайте группы появилась нигде прежде не издававшаяся песня "Письма с границы между светом и тьмой". Она напоминает тебя середины 80-х.

о: Так она и написана в 1984-м.

в: Но завершена лишь сегодня. Это не обозначает, что ближайший период "Аквариума" окажется перекличкой с его историей 20-летней давности?

о: Нет. Просто очень долго я не уделял внимания этой песне. Вспомнил о ней лишь в 1999 году, и с тех пор мы в течение восьми лет периодически пытались ее доработать и записать. Наконец, на финише нынешнего нашего "великого тура", который длится без малого год, я начинаю стряхивать с себя обломки тех заборов, стен и цепей, которыми мы сами себя окружили. Я посылаю куда подальше все приходившие в голову концепции из серии "как должно быть", и мы просто записываем отдельные вещи.

в: Мне кажется, эта песня позволит твоим новым поклонникам услышать тебя 30-летнего.

о: В ней есть и я 30-летний, и я сегодняшний. Не вижу между этими состояниями никакой разницы. Внутри я остаюсь таким же, каким был в 20 лет.

в: Одна из недавних твоих радиопрограмм "Аэростат" была посвящена ушедшему Илье Кормильцеву. В ней ты назвал его "лучшим поэтом русского рока" и сказал еще массу проникновенных слов. Это мемориальная речь на смерть друга или на сто процентов истинные твои мысли?

о: Нет, это не мемориальная речь. Илья на самом деле писал невероятные вещи. В лучшую пору их сотрудничества со Славкой (Вячеслав Бутусов. — "Известия") они так действовали друг на друга, что получались гениальные песни. Я этот "Аэростат" записал только потому, что заметил: когда после концертов мы сидим с группой в моем номере, что-то играем, в основном "Сказки братьев Гримм" Петра Мамонова (это дзенский альбом абсолютно), у меня иногда возникает настроение послушать Высоцкого или "Наутилус Помпилиус". Я его слушаю и понимаю, что невероятной красоты и цельности, хотя и мрачности, иногда чудовищной мрачности у этой группы композиции. Среди песен "Наутилуса" есть 15—20 таких, где я замечаю то, что и мне присуще, что и в моей душе есть. Илья со Славкой очень точно отразили определенный взгляд на жизнь. Преклоняюсь перед тем, что они сделали. А месяц назад я понял, что должен записать про них передачу.

в: Раз мы сегодня так много о датах, вспомним еще одну. В феврале следующего года исполнится 20 лет со дня гибели Александра Башлачева. В 1988-м ты в масштабном поминальном концерте в "Лужниках", посвященном ему, не участвовал, и многие тебя тогда за это укоряли. Я предполагаю — особенно при твоем отношении ко времени и датам, — что и сейчас, если затеют некий подобный проект, ты вряд ли на него подпишешься.

о: Я Сашку любил тогда и продолжаю любить сейчас вне зависимости от его творчества. Я не могу оценить сделанное Башлачевым. Это — не мое, это — другое. Могу лишь снять перед этим шляпу. А что касается мемориалов, то если бы наши так называемые рокеры меньше отмечали дни смерти и больше — дни рождения, думаю, было бы лучше.

в: Как ты воспринял сообщение о смерти Ельцина?

о: Отнесся к этому факту по-христиански. Он много чего сделал. Когда Ельцин находился у власти, мне не все нравилось. Но он ведь в последние годы от власти отошел. "Аквариума", к слову, едва ли не впрямую коснулось известие о смерти Ельцина. В день траура у нас был запланирован концерт в Саратове, который до последнего момента находился под угрозой отмены. Выступление все-таки состоялось. Мы договорились о минуте молчания во время концерта.

в: Честно говоря, не припомню, чтобы чьи-то юбилейные рок-концерты в "Олимпийском" в финале не превращались в дружеский джем. У вас произойдет нечто подобное?

о: Нет. У нас будет просто большой концерт "Аквариума". Ничего специально для "Олимпийского" делать не надо. Вот мы вчера репетировали в нашей студии, где едва хватает места, чтобы вся группа разместилась, и я получал удовольствие от игры. Мне ужасно нравится играть в этой группе. Поэтому находимся ли мы в студии или на клубной сцене, или в Альберт-Холле, или на стадионе — без разницы. Будет ли при этом в зале народ, как он станет себя вести — не мое дело. Мы можем выступить перед абсолютно пустым залом и получим такое же удовольствие. Но лучше, конечно, чтобы люди к нам пришли и тоже получили удовольствие.

в: Что такое очередной "первый" документальный фильм об "Аквариуме", который совсем недавно был снят?

о: Ну это на сайте нашем его назвали первым, это не мои слова. Просто ребята из одной московской масс-медиагруппировки по нашему приглашению поехали с нами на гастроли и попытались зафиксировать, как все у нас сейчас происходит.

в: То есть тщеславная щекотка рок-патриарха, наблюдающего за тем, как очередные люди исследуют и фиксируют твой жизненный и творческий путь, тебя не тревожила?

о: А они почти что не исследовали. Просто снимали хронику и самые цензурные моменты, те, что можно показывать широкой публике, показали. В этом году "Аквариум" в дороге, выглядит милым табором. Возможно, кому-то будет полезно посмотреть, как люди могут жить.

в: Эти зафиксированные документальные гастрольные подробности сообщат о тебе что-то новое твоим близким, жене, детям?

о: Они меня и так знают. Я в дороге такой же, как дома. Мне нечего скрывать, тем более что в мире нет ничего тайного, что не стало бы явным.

в: Когда ты в последний раз обращался к кому-то с просьбой напомнить тебе, чем закончился вчерашний вечер?

о: Устройство моего организма давно не позволяет мне напиваться до беспамятства. Хорошо знаю, как люди пьют и как пью сам, и знаю, что в таких случаях происходит.

в: Какой напиток у тебя нынче в фаворитах?

о: Вода. Сейчас мне совсем неинтересно пить алкоголь. Я слишком много всего хорошего выпил, и сегодня у меня нет тяги к спиртному. Трезвым мне быть значительно интереснее. Постоянно сравниваю себя пьяным и трезвым и понимаю, что в пьяном состоянии есть свои плюсы, и большие, но в трезвом плюсов еще больше. Когда я выпиваю, то становлюсь чуть-чуть рохлей, а мне это не нравится. Предпочитаю себя веселым и искрометным.

в: Что-то открыл для себя в искусстве за последнее время?

о: Открытий не было, кроме того, что в процессе подготовки очередной программы "Аэростат" я в десять раз больше узнал о творчестве Баха. И последние полтора месяца ничего, кроме музыки Баха, не слушаю. Не могу остановиться. Хочу послушать другое и не могу. Бах уж больно хорош.

в: Уже решил, какой темой завершишь юбилей в "Олимпийском"?

о: Нет. Определю это за полчаса до концерта. Оценю зал астральным зрением, предположу, к чему все идет, и пойму, что спеть в конце.

в: Ты будешь отдыхать в этом году?

о: Очень рассчитываю после 30 июня отдохнуть. Сыграем последний стадионный концерт в Петербурге и возьмем паузу. Первые пять дней хочется просто отоспаться, а потом надо начинать собирать слова и искать дорогу в еще незнакомые мне области.

в: Хорошо сейчас в России?

о: Только что мы с известным тебе Сашей Линицким во время съемок его фильма про "Аквариум" говорили об этом. У нас с ним несколько разные точки зрения по данному вопросу. Он думает о каких-то невеселых вещах, а я прохожу по знакомым с детства дворам и вижу, как там играют дети, какие у них стоят качели-карусели, смотрю, как бабушки на скамеечках мирно сидят, и понимаю, что такого покоя я здесь не чувствовал уже очень-очень давно. Люди клумбы начинают разбивать возле домов. Господи, я не помню такого. Молю Бога, чтобы это положение вещей продержалось еще хоть немножко.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир