Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Итальянский журналист Джулиано рассказал о всемирном шоке от открытия ОИ
Мир
В Британии рассказали о бегстве с позиций бригады ВСУ
Мир
Поиски членов экипажа затонувшего судна Argos Georgia продолжаются
Мир
СМИ сообщили о следах чумы в отправленном министру внутренних дел Франции письме
Мир
Шеф Пентагона заявил о планах создать военное командование в Японии
Общество
Путин в День ВМФ открыл в Петербурге памятник адмиралу Ушакову
Общество
В Петербурге прошел военно-морской парад с участием 25 кораблей
Происшествия
В Карачаево-Черкесии потерпел крушение легкомоторный самолет
Происшествия
В цирке Кисловодска гимнастка сорвалась с высоты во время исполнения номера
Спорт
МОК извинился за церемонию открытия Олимпиады в Париже
Мир
В США назвали сенатора Келли выгодным для Харрис кандидатом в вице-президенты
Мир
Зеленский пообещал разработать план по достижению мира до конца ноября
Спорт
Теннисистка Андреева проиграла в первом круге олимпийского турнира
Мир
Два человека погибли при крушении легкомоторного самолета в Великобритании
Спорт
Пилота Mercedes Рассела дисквалифицировали после победы на Гран-при Бельгии
Мир
Захарова назвала искренним невежеством извинения МОК за открытие Олимпиады
Мир
В Мали погиб блогер Никита Федянин

Чистое место

Почему в 1918 году Обухов переулок был переименован в Чистый, теперь едва ли кто скажет. Но жаловаться грех: в то время улицам давали и куда более удивительные названия. Наоборот, надо радоваться, что спустя почти 90 лет с момента переименования этот переулок выглядит почти так же, как и тогда. В этом смогла убедиться обозреватель "Недели" Ирина Мак.
0
Московская псевдоготика дом 10 (фото: Тимур Аникеев "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Почему в 1918 году Обухов переулок был переименован в Чистый, теперь едва ли кто скажет. Но жаловаться грех: в то время улицам давали и куда более удивительные названия. Наоборот, надо радоваться, что спустя почти 90 лет с момента переименования этот переулок выглядит почти так же, как и тогда. В этом смогла убедиться обозреватель "Недели" Ирина Мак.

1. "Дядьки" Булгакова

Чистый переулок вместе с Пречистенкой был главной средой обитания Михаила Булгакова. Во флигеле дома N 9 по Чистому он жил в 1924-1926 годах (и там же, кстати, позже жил Варлам Шаламов). Правда, флигеля того больше нет, зато стоит дом N 1/24 (он же N 24/1 по Пречистенке), где в квартире N 12 с 1900 года жили "любимые дядьки" Михаила Афанасьевича - братья его матери Н.М. и М.М. Покровские. Оба врачи, один из них - гинеколог Николай Михайлович Покровский стал прототипом и профессора Филиппа Филипповича Преображенского в "Собачьем сердце", и профессора Персикова в "Роковых яйцах".

2. Что стало с загсом

С Булгаковым связан еще один дом, в нескольких минутах ходьбы от Чистого - N 3 по Малому Могильцевскому переулку, с другой стороны от церкви Успения Богоматери на Могильцах (см. "Неделю" от 28 марта 2007 г.), в которую упирается Чистый переулок. Здесь располагался загс Хамовнического района, в котором сначала дважды вступал в брак Сергей Есенин (в 1922-м с Айседорой Дункан и в 1925-м с Софьей Толстой), а затем дважды женился Булгаков (в 1925-м на Любови Белозерской и в 1932-м на Елене Шиловской).

Сегодня в этом доме наркодиспансер. А в доме напротив - N 4Б, со двора - Государственная наркологическая служба Минздрава и Служба психокоррекции.

Сам же дом N 4Б, как и соседний N 4А, - превосходный жилой памятник эпохи модерна. Они совсем разные, даром что построены в 1912 году одним архитектором - Н.И. Жериховым.

3. Когда строят к юбилею

Семиэтажный 18-квартирный дом N 3, построенный на месте снесенного левого флигеля соседней усадьбы (N 5), поражает полнейшим несоответствием внешнего вида и возраста: о нем точно не скажешь, что хорошо сохранился. Между тем построили этот по всем параметрам элитный дом в 1997-м - в год 850-летия Москвы, о чем рапортует жизнерадостная надпись на фасаде. Соседняя надпись предупреждает о том, что идет обрушение этого самого фасада.

В общем, строили на века, а получилось - до первого снега. В интернете между тем есть объявления о продаже квартир в этом чудном доме с евроремонтами, джакузи, системой видеонаблюдения, шлагбаумом и охранником. Стоят в среднем миллиона полтора. Но фасад все равно рушится - и наверняка не только фасад.

4. Грибоедов - Шуленбург - патриарх

Скромная на первый взгляд усадьба Московской патриархии (дом N 5) имеет самую яркую историю из всех зданий в Чистом переулке. И никак не связанную с РПЦ.

В XVIII веке этой землей владел капитан Артемий Обухов, давший имя переулку. В 1796-м здесь поселилась супруга московского обер-кригскомиссара генерал-майора Павла Афанасьевича Офросимова Анастасия Дмитриевна - дама, чья слава перекрыла известность ее влиятельного супруга.

Если верить слухам, решив женить его на себе, она выкрала будущего мужа из родительского дома, а спустя годы, будучи во гневе, могла сорвать с его головы парик и выкинуть. Госпожа Офросимова могла и сказать все, что думала, однажды она якобы разоблачила перед Александром I взяточника. Отношение к Анастасии Дмитриевне было неоднозначным даже в кругу лучших представителей высшего света: Грибоедов вывел Офросимову в "Горе от ума" под именем Хлестовой, дамы не слишком приятной, но поселил ее на Покровке. Зато Толстой оставил героине "Войны и мира" и имя (Марья Дмитриевна Ахросимова, опекавшая Ростовых в Москве), и среду обитания.

После пожара 1812 года архитектор Ф.К. Соколов заново отстроил усадьбу, снабдив ее портиками и колоннами. В 1899 году за 239 тысяч рублей дом купила М.И. Протопопова, супруга владельца мануфактур и почетного гражданина С.А. Протопопова, который долгие годы был старостой храма Успения на Могильцах.

В 1918-м усадьбу Протопоповых реквизировали и в 1922-м, после установления дипломатических отношений с Германией, передали в Наркоминдел для сдачи в аренду главе дипломатической миссии Германии в Москве. После убийства в 1918-м в Денежном переулке посла Мирбаха немцы уже не хотели туда возвращаться. В 1922-м здесь поселился посол Ульрих фон Брокдорф-Ранцау, глава делегации Германии на Парижской мирной конференции 1919-1920 годов и личный друг наркома Г.В. Чичерина. А последним немецким послом, квартировавшим в Чистом в 1934-1941 годах, стал граф Фридрих Вернер фон дер Шуленбург, аристократ и эстет, воспитанный в уважении к России и воспринявший планы Гитлера как личную трагедию.

5 мая 1941 года на встрече с находившимся в Москве послом СССР в Берлине В.Г. Деканозовым граф по собственной инициативе сообщил ему дату нападения Германии на СССР. Сталин этой информации не поверил, и все знают, чем дело кончилось. Для Шуленбурга все кончилось не лучше: в 1944-м он участвовал в заговоре против Гитлера и был казнен.

Посольство же выехало из усадьбы в 1941-м, а в 1943-м для поднятия духа народа Сталин вернул в Москву патриарха, которому до тех пор было запрещено жить в столице. И этот дом стал резиденцией патриархии.

5. Школа Танеева в доме Танеева

Каменный двухэтажный дом N 7 1819 года постройки принадлежал вдове Марье Тюриной, матери будущего архитектора Е.Д. Тюрина. В 1860-х дом купила В.П. Танеева, мать Владимира Танеева, юриста и философа, и Сергея Танеева, знаменитого композитора и профессора Московской консерватории, жившего здесь в 1866-1889 годах.

Уже в советское время в этом особняке и в соседнем доме N 9 открылась Детская музыкальная школа N 7 имени Танеева. А в 2005 году ее чуть не выгнали из родового гнезда стараниями патриарха Алексия, который обратился в мэрию с просьбой отдать патриархии дома N 7 и 9, поскольку в доме N 5 им тесно. И мэр был готов отдать, но спасли общественность, пресса ("Известия" писали об этом имущественном конфликте в номере от 17 августа 2005 г.) и российские музыканты, среди которых не было, кажется, никого, кто не посчитал бы нужным подписать письмо в защиту школы. И патриарх свою просьбу отозвал. Поступи владыка иначе, было бы неловко: 2006 год - год 150-летия композитора - ЮНЕСКО объявило Годом Танеева. Благодаря этому, кстати, школу стали реставрировать.

6. Наша готика

Забавный памятник московской псевдоготики - дом N 10, возведенный в 1908-м архитектором В.С. Масленниковым и реконструированный в соответствии с требованиями состоятельных современных жильцов, примечателен тем, что в 1920-е годы здесь жил писатель и профессор Московского университета Борис Житков.

На московских обитателей это здание поначалу произвело убийственное впечатление: некий критик в "Архитектурно-художественном еженедельнике" писал в 1916 году, что такие дома "ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно, красавице столице".

Показать бы тому критику наши новые "шедевры"...

Комментарии
Прямой эфир