Революция хризантем
На экраны выходит новый фильм Чжана Имоу самого титулованного китайского режиссера, чей "Герой" вместе с "Крадущимся тигром, затаившимся драконом" Энга Ли прорубил для кинематографа Поднебесной дверь в западный прокат.
Чжан Имоу в молодости считался "сыном контрреволюционера" и снимал фильмы, от которых европейские интеллектуалы приходили в восторг, а китайские чиновники в ярость. На рубеже веков все изменилось: "Герой", в котором персонажи сражались то среди летающих листьев, то под медленно падающими каплями дождя, не только стал самым кассовым фильмом национального проката, но и покорил широкого зрителя за рубежом. После чего Имоу объявили чуть ли не национальным достоянием Китая и, видимо, посоветовали продолжать в том же духе.
Он и продолжает. Правда, от дебютного "Красного гаоляна", в котором семья виноделов пыталась сохранить хоть какую-то независимость, за что жестоко каралась во время японской оккупации, в картинах современного Имоу остался только цвет. Причем сейчас благодаря достижениям компьютерной графики он стал даже более насыщенным. В остальном от ранних работ китайца в "Проклятии золотого цветка" нет и следа.
Это не подрывное кино для внутреннего пользования, это прежде всего экспортный продукт. Скорее всего, мода на красочные китайские мелодрамы с применением холодного оружия через год-два окончательно сойдет на нет, но пока спрос есть, а значит, Чжан Имоу готов показать западному зрителю тот Китай, который европейцам и американцам хочется увидеть.
В этом Китае в переливающемся всеми цветами радуги дворце живут красавица-императрица (Гонг Ли), которая целыми днями вышивает по шелку золотые хризантемы, и суровый император (Чоу Юнь-Фат), который то устраивает тренировочные бои со средним сыном, то собственноручно готовит для жены лекарство. Их служанки ходят в соблазнительных корсетах, а воины в блестящих доспехах.
Но не все гладко в этом сказочном царстве. Правитель давно в курсе, что супруга изменяет ему с пасынком, а потому то самое лекарство должно вскорости умертвить неверную императрицу. Впрочем, и главная героиня не собирается сидеть сложа руки в ночь праздника хризантем она намерена устроить государственный переворот.
Внешне продолжая традиции "Героя" и "Дома летающих кинжалов", "Проклятие золотого цветка" на самом деле уже о другом. Это не романтическая сказка о герое-одиночке, во имя любви и высокой идеи выступающем против целой армии. Это вполне европейская драма, в которой все герои с изъяном и каждый получит по заслугам. Впрочем, вся эта кроваво-золотая роскошь всего лишь обертка для не слишком сладкой конфеты. Если уж во внутренних покоях дворца, после того как во время бунта полегло 20 тысяч воинов, нашлось еще столько же слуг, способных за минуту убрать трупы, смыть кровь, постелить ковры и снова покрыть всю площадь хризантемами, то чего ждать от Поднебесной в целом?