Что немцам - шесть месяцев, то русским - пять лет
В минувшую пятницу префект Центрального округа Сергей Байдаков показал журналистам первые две девятиэтажки, пережившие реконструкцию по немецкой технологии (без отселения). Германское ноу-хау а-ля рюс - это более 100 миллионов бюджетных денег, посвежевший фасад, мансарды на крыше и нескончаемый кошмар для жителей, оказавшихся внутри стройки на четыре с половиной года вместо обещанных "шести месяцев".
Успехи немецких градостроителей, умудрившихся за несколько лет привести в порядок целые кварталы убогих домов социалистических лет постройки, не дают покоя московским властям. И это правильно: в столице устрашающее количество девяти- и пятиэтажек 60-70-х годов прошлого века, которые без срочного вмешательства грозят превратиться в опасные для жизни трущобы. Недавно под эксперимент - реконструкцию пятиэтажек без отселения жильцов по немецкой технологии - передали несколько домов в Кузьминках ("Известия" писали об этом 22.03.2007). Правда, их обитатели наотрез отказываются становиться "подопытными" - из пятничного вояжа префекта ЦАО Сергея Байдакова по местам коммунального эксперимента стало ясно, почему.
Немецкие технологии - это 5 дней на смену всех труб и проводки в одной квартире, льготы по квартплате для согласившихся на реконструкцию, изменение морально устаревших планировок (в Германии надстроенные дома полностью перепланируют - делают из двух крошечных квартир одну большую) - и шесть месяцев на все про все. Российские технологии - это когда одни рабочие делают проводку, потом приходят другие - переделывать. Когда ремонт длится годами, а в результате к жилой площади прибавляется лишь пять "квадратов" за счет лоджии. И когда старые окна меняют на пластиковые стеклопакеты - но зимой.
- Пока меняли окна, мы сидели всей семьей, грелись в ванной, - вспоминает жительница дома N 3 по Краснохолмской набережной Татьяна Николаевна.
А еще - необходимость всегда быть дома, чтобы встретить рабочих, и перспектива, выйдя из квартиры, попасть в разгар застолья, устроенного ремонтниками.
- Поначалу, когда работали в основном белорусы, мы с ними дружили - телевизоры дарили, старые вещи отдавали, - вспоминает Максим с 6-го этажа - Это потом народ озверел, когда они стали без конца меняться и стало понятно, что конца этому не видно...
В этом году ремонт, наконец, закончился полной победой ремонтников. Фасады утеплили, окна поменяли, заменили в доме все трубы и проводку, покрасили подъезд. Пристроили большие лоджии. В подвале поставили автоматический отпугиватель крыс. В квартирах поменяли сантехнику, положили дешевую плитку и поклеили скромные обои. Правда, у жителей последних этажей попытки навести лоск провалились - их залили, поскольку сверху надстраивали мансарду (там появились две квартиры - двухкомнатная и трехкомнатная).
Похоже, не ожидавший подобного реализма префект, выйдя из дома, делал хорошую мину.
- В целом результат мы оцениваем положительно, - сказал журналистам Сергей Байдаков. - Новые квартиры в мансарде пойдут очередникам или под переселенческий фонд. Что касается двух домов N 3 и 5/9 по Краснохолмской набережной, то это один из первых опытов подобных работ - он показал проблемы, которые существуют. Ремонт должен проходить в гораздо более сжатые сроки. Есть недоделки, которые мы будем устранять: составим по квартирам ведомость, особенно по шести квартирам 9-го этажа, и в самые кратчайшие сроки завершим работы.
То есть жителям можно снова готовиться к ремонту. Да им уже не привыкать.