Устав сырой - зато свой
Основной закон Пермского края разрабатывался не один год. Долгое время проект документа находился в подвешенном состоянии. Уже после образования самого субъекта — Пермского края, не было ясности со статусом территории бывшего Коми-Пермяцкого автономного округа.
В итоге проект устава был отправлен на согласование в администрацию президента в неокончательном виде. Документ, получивший одобрение "наверху", региональные власти постарались принять с незначительными изменениями. Возникшую сразу после принятия устава в первом чтении активность общественных организаций направили в "нужное русло" — "круглый стол" при губернаторе.
Выпустив пар в кабинетах на Куйбышева,14, многие правозащитники, хотя и не стали апологетами устава, снизили "градус" своей критики в его адрес. Хотя некоторые из них не упустили случая, а кто-то и пары случаев, покритиковать документ в присутствии журналистов.
В той или иной форме критика документа озвучивалась на всем протяжении подготовки его ко второму чтению. Проводились специальные депутатские слушания. Ощутив объем работы по совершенствованию содержания и текста устава, депутаты даже было подумали провести принятие документа не в два, а в три чтения. Тем самым выделив устав из общей массы законов и уподобив его, к примеру, годовому бюджету.
Обсуждались вопросы и о символике края. В итоге, вопрос решился не в пользу территории округа — на флаге региона коми-символов не будет.
Тем не менее, накануне второго чтения трехступенчатый сценарий был окончательно отвергнут. Долго пролежавший в чиновничьих столах документ понадобилось принять как можно скорее. Уже тогда было ясно, что документ, скорее всего, примут в любом виде.
Несогласные не упустили шанс и напоследок: уже после официального срока подачи поправок озвучили ряд претензий к тексту документа. Их, конечно же, сходу отмели.
19 апреля на заседании депутатская группа "Солидарность" при поддержке СПС пыталась организовать принципиальный спор по содержанию устава. Не понравилось, что администрация губернатора в нем названа государственным органом власти. В то время как "Солидарность"-СПС предпочли бы видеть ее государственным органом Пермского края — связующим звеном между исполнительными органами и губернатором. Поднимался вопрос и об ответственности губернатора. По мнению критиков документа, ее судя по уставу, почти нет. Если учесть, что Госдума полна решимости дать губернаторам право распускать региональные парламенты, то может серьезно нарушиться баланс ветвей власти.
Впрочем, согласовательные процедуры между чтениями были проведены удачно. Большинство депутатов остались глухи к критике. В поддержку устава высказались 47 парламентариев, еще двое воздержались.