Прокурор Москвы Юрий Семин: "Попробовал бы мне кто-нибудь сунуть взятку"
Юрий Семин заступил на пост прокурора Москвы в июле прошлого года. За это время в столице произошло много громких преступлений: взрыв на Черкизовском рынке, серия нападений битцевского маньяка на граждан, заказные убийства Андрея Козлова, Анны Политковской... Многие преступления были довольно быстро раскрыты. Об изменениях в работе прокуратуры Москвы, об ее проблемах и преступности в Первопрестольной московский прокурор рассказал корреспонденту "Известий" Александру Андрюхину.
"Скинхеды - это та же шпана"
вопрос: Юрий Юрьевич, извините, что вот так с ходу... Вам когда-нибудь взятку предлагали?
ответ: Вот так напрямую, чтоб кто-то позвонил, сказал или намекнул, такого не было. Но пусть пробуют. Таким людям мы всегда обеспечим достойный прием в следственных изоляторах и местах лишения свободы. Иногда складывалось впечатление, что от меня хотят определенных действий. Старался сразу же разочаровать, не переходя к подробностям.
в: Просто бытует такое мнение, что любое дело можно купить...
о: Глубочайшее заблуждение. К тому же более точно было бы сказать, что можно купить отдельных людей, а не дела.
в: В последнее время ваши подчиненные раскрыли несколько громких преступлений. И все же то, что эти преступления были совершены, наводит на мысль, что в столице снова криминальный передел...
о: Несколько недавних убийств действительно имеют признаки заказных. Не исключено, что в столице происходят противоборства отдельных групп. Но к криминальному переделу можно относиться только скептически. Уровень мощи преступных сообществ в Москве никогда не был высок, а сегодня вообще сошел на нет. Криминал никогда не диктовал волю власти и цивилизованному бизнесу. Организованная преступность оказывала влияние на "серые" и теневые секторы экономики, но не более того.
в: Если смотреть в целом, стало ли преступлений в Москве меньше?
о: Общее количество зарегистрированных преступлений в течение ряда лет росло, и сейчас этот процесс стабилизировался. Причем рост шел за счет "корыстных" - краж, грабежей, разбойных нападений, отъема мобильных телефонов. Увеличилось число краж из автомобилей. Целыми группами задерживаются барсеточники, а их количество не снижается. В последние годы стали чаще нападать на подростков и женщин в жилых кварталах. Раньше для этого выбирали темные переулки. Но в то же время стало гораздо меньше умышленных убийств и посягательств на половую неприкосновенность. В 2006-м и текущем году наметилось снижение краж из квартир.
в: Бытует мнение, что львиную долю преступлений в Москве совершают нелегалы.
о: Корректнее говорить "не жители столицы", или "лица, проживающие в Москве без регистрации". Действительно, согласно статистике, из числа лиц привлеченных к уголовной ответственности более 40% составляют не жители Москвы. По оценкам, составленным с учетом нераскрытых преступлений, эта цифра может быть близка к 60%. Показатель очень высокий. С одной стороны, это огромная проблема, но, с другой - на разбой идут неблагополучные и те, кто не имеет возможности существовать легально. Я не призываю проявлять к ним снисхождение, но понимание причин преступлений способствует их предупреждению. Предотвращать беспредел гораздо рациональнее, чем его выявлять.
в: Но есть и обратная сторона - преступления на национальной почве... Любой житель давно выучил слово "скинхед". Кто они, на ваш взгляд?
о: Скинхеды - это та же шпана, что и во времена моего детства. Только тогда она называлась "кодлой". Приходила такая кодла во дворы и затевала драки. Интернета тогда не было, телевидение только начиналось, поэтому никто не задумывался, во имя какой идеи кодлы избивают людей? Потом были хиппи, металлисты, спортивные фанаты. Зачастую их объединения приводили к групповому хулиганству, хотя формально подростки объединялись по музыкальным и спортивным интересам, а не ради избиения людей. У прокуратуры к таким явлениям подход один: переступил черту - ответь по закону, кем бы ты ни назвался.
в: Можно ли составить обобщенный портрет московского преступника? Отличается ли он от того, что был несколько лет назад?
о: Даже профессор Ломброзо не выделял и не описывал какой-то единый тип. Но можно сказать, что человек, совершивший карманную кражу, не изменился. А вот квартирный вор или угонщик обзавелся современными техническими средствами.Кто раньше знал, что такое фондовый рынок или долевое строительство? Меняется общество, меняется и преступность. Мы стараемся не отставать со средствами и методами борьбы с ней.
В памяти - невинные жертвы взрывов
в: Испытывали вы опасения и страхи в начале работы в Мосгорпрокуратуре или сразу ясно представляли свои задачи?
о: Конечно, после определенного перерыва в прокурорской работе опасения были. Я пришел в прокуратуру с должности заместитель руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы Москвы. Ситуации я полностью не знал, не знал личные и профессиональные качества поступивших в прокуратуру в последние пять лет людей. Предполагал, что обстановка сложная, и мои предположения подтвердились. Я не тешил себя иллюзией, что сразу все изменю. Какие-то вопросы надо было решать немедленно, и они были решены. А какие-то до сих пор находятся на стадии решения.
в: Это, к примеру, какие?
о: Те, что затрудняют работу. Скажем, аппарат прокуратуры города размещен по десяти адресам. Мы мечтаем собраться под одной крышей. У нас нет полноценного программного обеспечения и современной комплексной информационной системы. Мечтаем подключиться к оптико-волоконной сети, чтобы иметь доступ к информационным базам других правоохранительных органов и судов. В кадровом отношении у нас дела обстоят не очень хорошо. В прокуратуре много опытных людей, занимающих высокие посты. Неплохое положение и с амбициозной и талантливой молодежью. Но у нас недостаточно работников среднего звена, знающих сущность черновой, каждодневной работы.
в: Заступив на пост, вы сразу заявили, что первейшая задача - защищать права и свободы граждан...
о: И сейчас это самая приоритетная задача. В этом направлении проведена колоссальная работа. Только в 2006 году мы рассмотрели более 100 тысяч жалоб. В интересах граждан предъявлено около 4 тысяч исков в суды. По наиболее серьезным нарушениям возбуждены уголовные дела.
в: Сколько дел находится под вашим личным контролем и по каким принципам они попадают под ваш личный контроль?
о: Под моим контролем находятся около 50 дел. Иерархия критериев складывается из сложности, важности и объемности. У меня под контролем дело "Битцевский маньяк", пожар в наркологической больнице и другие.
в: В последнее время суды выносят много оправдательных приговоров. Считается ли это плохим показателем для прокуратуры?
о: Если оправдательный приговор - результат нарушения закона или неполноты следствия, тогда это отрицательный показатель. Но в основу оправдательного приговора могут быть положены и другие обстоятельства: в суде вскрываются новые факты. Поэтому не всегда оправдательный приговор - ошибка следствия. Мы внимательно изучаем каждый факт вынесения оправдательного приговора. Недавно по этому вопросу провели коллегию: вызвали прокуроров, проанализировали ошибки. Указали, как их не допускать.
в: Какие дела вам особенно запомнились? Не обязательно на нынешнем посту.
о: В памяти сразу всплывают невинные жертвы взрывов на улице Гурьянова и на Варшавке. Всякое видел, но при одном воспоминании об этом холодеет внутри. Очень тяжело об этом вспоминать. Нет и не может быть оправдания тем нелюдям.
Я всегда подсознательно жду звонка
в: Расскажите, как проходит день московского прокурора.
о: Рабочий день начинается в 9, но я приезжаю к 8. Читаю сводки о происшествиях, прессу, подборку из интернета, специальные донесения. До начала работы 2-3 человека уже зайдут с конфиденциальной информацией. В целом рабочий день расписан заранее. По понедельникам у меня оперативное совещание, по вторникам заседание правительства Москвы, по четвергам коллегии по оперативным вопросам. Коллегии по стратегическим вопросам провожу по пятницам. Прием граждан - по понедельникам. В субботу подвожу итоги и планирую деятельность.
в: А отдыхать как предпочитаете?
о: Отдыхать получается только в отпуске. И то весьма относительно. Телефон всегда со мной. Даже если я дома, всегда подсознательно жду звонка. Это какой-то психологический комплекс, от которого не могу избавиться. Даже в воскресенье я звоню 4-5 раз дежурному, хотя знаю: если что случится, мне позвонят первому.
в: А какое-нибудь увлечение есть, чтобы не думать о работе?
о: Какого-то особого увлечения нет. Вернее, у меня нет на увлечение времени. Хотя мне нравится классическое искусство. Особенно опера и балет. Недавно был на вручении премии "Фемида" в театре "Новая опера" - очень понравилось (причем не номинанты, а исполнители оперных арий в перерывах между вручением премий). Еще очень люблю кино. Стараюсь не пропускать новинки. Потом мне интересно читать и слушать критиков и сравнивать собственные впечатления с мнением специалистов. Еще у меня дома живут две собаки - ротвейлеры. Иногда я с ними занимаюсь.
в: Жалели ли вы когда-нибудь, что выбрали путь прокурора? Не хотелось ли иногда стать адвокатом?
о: Бывают ситуации, когда думаешь: зачем все это надо? Брось, уйди! Но потом погружаешься в работу, видишь результат и понимаешь, что помог конкретному человеку. Тогда трудности забываются. Кроме того, принятие решений процесс еще тот... Зачастую, кроме меня, и принять-то их некому. В целом работа прокурора довольно интересная, масштабная, ответственная. В прокуратуру я пришел сознательно и нисколько об этом не жалею. Когда нельзя было работать, ушел. Когда стало можно, вернулся. Да и о чем жалеть, если я столько лет на службе у людей?