Способ оказать доверие
Празднование Светлого Христова Воскресения обошлось практически без соблазнов, если не считать малопонятного начинания, предпринятого начальником управления ФСБ РФ по Республике Калмыкия тов. Бурдавицыным, который по случаю Светлого праздника преподнес в дар местной епархии бюст В.В. Путина. Более традиционным считается взаимное одаривание пасхальными яйцами, и неясно, в какой мере бюст В.В. Путина может их заменить. Впрочем, в Калмыкии много удивительных местных обычаев, вероятно, перед нами один из таковых. В остальном же царило чрезвычайное благочиние, и дежурная ругань раздавалась лишь в связи с телетрансляцией праздничного богослужения по госканалам. Впрочем, сторонников свободы можно легко удовлетворить, повелев К.Л. Эрнсту и О.Б. Добродееву, чтобы на Пасху 2008 года они с 23.00 Великой субботы до 04.00 Светлого воскресенья показывали передачу "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". Оно будет и по-советски ностальгично, и вместе с тем западнически вольнодумно.
Но покуда реформа праздничного телевещания не произведена, остается поскорбеть о том, что куда-то перевелись издавна служившие дежурным предметом антирелигиозных обличений злобные церковные старушки, тычущие сухим кулачком в бок тех посетителей службы, которые, по старушечьему мнению, ведут себя недостаточно благочинно. Между тем на крестном ходе вокруг храма Христа Спасителя злобная старушка была бы очень кстати, поскольку идущий рядом со Святейшим патриархом Ю.М. Лужков вместо того, чтобы благочестиво распевать: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех", был обуян приступом неудержимой говорливости. Полагая, очевидно, что Святейшему скучно ходить вокруг храма, Ю.М. Лужков делал все, чтобы развлечь его живой беседой, и по выражению лица Первосвятителя было видно, что он и не знает, как отделаться от говорливого градоначальника. Между тем пихни злобная старушка Ю.М. Лужкова локотком в бок, тот сразу бы перестал чинить соблазн и пришел бы в благочестивое настроение.
Возможно, говорливость московского мэра объяснялась желанием - "Дорогой Абрам, наконец-то я нашел время и место" - кстати обсудить со Святейшим свое новое начинание, о котором в понедельник прописали газеты, т.е. постановку перед В.В. Путиным вопроса о доверии мэру с тем, чтобы он правил нами по-прежнему. Неназванные чиновники Московской мэрии раскрыли прессе всю сложность стратагемы: окно возможностей открылось перед Ю.М. Лужковым только сейчас и скоро снова захлопнется, поэтому нужно спешить. Прежде оно было закрыто в связи с громкими судебными исками Е.Н. Батуриной к СМИ и шурина В.Н. Батурина к сестре, а в конце мая опять закроется, поскольку будет очередная борьба Ю.М. Лужкова с педерастами.
Анонимные чиновники мэрии, составляя конструкцию "Вчера было рано, а завтра будет поздно", не учли, что любовь Ю.М. Лужкова к родственникам и нелюбовь Ю.М. Лужкова к содомскому греху по-разному оценивается общественным сознанием - родственники и преданная любовь к ним вызывают несколько больше нареканий, нежели твердость в вопросе о параде содомитов. Большинство дорогих москвичей предпочло бы, чтобы власти запретили как парад представителей нетрадиционной ориентации, так и парад родственников. Впрочем, если вопрос о доверии Ю.М. Лужковым будет в самом деле поставлен, В.В. Путин может предложить Мосгордуме утвердить в должности мэра Е.Н. Батурину. Всякий согласится, что трудно выказать большее доверие.
Трудней обстоит дело с доверием к нашим партийцам, решившим побороться против экстремизма. Недовольные тем, что одна из газет пропечатала интервью с Э.В. Лимоновым, представители "Единой России", ЛДПР, СПС и "Гражданской силы" объявили о бойкоте издания, предоставляющего слово столь одиозной, с их точки зрения, личности, однако затем началось нечто непонятное. Прежде, нежели дважды пропел петух, лидер СПС Н.Ю. Белых, лидер ЛДПР В.В. Жириновский и лидер ГС М.Ю. Барщевский трижды отреклись от своего воззвания, и с бойкотом вышла неопределенность.
Лидеры все валили на пресс-службу, что по крайней мере в случае с ЛДПР странным образом похоже на правду. Дело в том, что воззвание, под которым стояла подпись "Председатель ЛДПР В.В. Жириновский" обладает всеми узнаваемыми признаками стандартной заказухи, которую, похоже, пишет один человек для всех изданий. Имеется в виду невыносимо назидательный стиль - "следует крепко задуматься", с изданием, "публикующим нацболовскую отсебятину, далеко не все так просто и очевидно". Назидательность сочетается с дьявольской иронией, на которую - как на квалифицирующий признак такого рода текстов - указали еще Ильф и Петров, ключевая фраза в них - что-нибудь вроде "эмигрантский сей отброс". Ну и наконец вяло - составитель заказухи для размещения всегда пишет, как будто мертвый в гробу лежит. В ином случае оно, может быть, и прошло бы - но никак не с В.В. Жириновским. Всем известен присущий Владимиру Вольфовичу стиль кипучий, искрометный - а тут что-то донельзя унылое. Младенец сущий - и тот усомнится.
Опыт был и в самом деле малоудачный, но на нем странности не кончились. Несмотря на произведенное партийцами отречение, прогрессивная общественность усмотрела в призывах держаться подалее от Э.В. Лимонова признаки лютого тоталитаризма, описанного в романе Орвелла "1984". Некоторый парадокс заключался в том, что Орвелла в связи с травлей Э.В. Лимонова поминали те самые люди, которые имеют звание "изряднопорядочных" и, пребывая в этом звании, регулярно объявляют своих оппонентов нерукопожатными. Негодование по поводу того, что партийцы тоже образовали группу изряднопорядочных и тоже наложили интердикт, явно противоречит принципам свободной конкуренции. У одних изряднопорядочных свои анафемы, у других - свои анафемы, пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. Единственное объяснение может заключаться в том, что изряднопорядочные защитники Э.В. Лимонова считают свое право на анафему монопольным.
На практике отстоять монополию довольно трудно, когда охотников анафематствовать все прирастает. Причем даже не в фигуральном, но в буквальном смысле. На Пасху тамплиер пролетариата А.Г. Дугин устроил "Имперский марш", где указал, что "Америка - это царство антихриста", а участники "Марша несогласных" суть "силы ада". Дугинское "non praevalebunt portae inferni" ("не одолеют врата адовы". - лат.) вызвало благожелательные возгласы разговевшейся публики "Вот это мужик мозг взрывает!". Всем бы такое благодушие - в другой стране мы бы жили.