Дочь похороненного у Бронзового солдата капитана Ивана Сысоева Эзмиральда Меньшикова: "Я президенту Эстонии письмо направила. Зачем они с мертвыми воюют?"
- Статьи
- Общество
- Дочь похороненного у Бронзового солдата капитана Ивана Сысоева Эзмиральда Меньшикова: "Я президенту Эстонии письмо направила. Зачем они с мертвыми воюют?"
В административный суд Таллина поступила жалоба от 70-летней Эзмиральды Меньшиковой и ее 68-летней сестры Светланы Гневашевой - дочерей похороненного у Бронзового солдата капитана Ивана Сысоева. Женщины хотят, чтобы прах их отца "оставили в покое". Если суд примет жалобу к рассмотрению, перенос могил должны будут отложить - по крайней мере до вынесения вердикта. И тогда не сбудется мечта эстонского премьера Андруса Ансипа - успеть демонтировать памятник до 9 Мая, Дня Победы. О своей боли и переживаниях корреспонденту "Известий" Надежде Поповой рассказала сама Эзмиральда Меньшикова.
вопрос: Как вы узнали о том, что останки вашего отца хотят перезахоронить?
ответ: Я по телевидению репортаж смотрела. И еще мне дочь тогда позвонила: "Мама, ты видела, что творится в Таллине? Памятник хотят сносить. Пиши президенту". Я ей: "Что я одна могу сделать?". А она: "Пиши президенту - и все!". Такая вот у меня дочь напористая. Я написала на имя Путина прошение о том, чтобы останки отца оставили в покое. Или хотя бы перезахоронили в России. Сейчас к делу подключился МИД России. Мне звонили недавно. Запрашивали мое свидетельство о рождении, о браке, документы разные. Потом их отправили российскому послу в Таллине. Чтобы он представлял наши интересы в суде. Недавно я еще и президенту Эстонии письмо отправила. По факсу из Леспромхоза. Как это так - прах отца выбросить куда-то? Они нелюди совсем.
Мы не согласны ни на какие перезахоронения в Таллине. Пусть уж тогда в Архангельск перевезут. Ведь все его родственники здесь: две дочери, пятеро внуков. Тут у нас военное кладбище - ребята, погибшие в Чечне, в Афганистане, похоронены... Мне недавно из Таллина Михаил Петров (представитель Русского института Эстонии. - "Известия") свою книгу прислал. Там написано обо всех 13 воинах, которые похоронены у Бронзового солдата. И о моем отце есть глава: парторг 657-го стрелкового полка капитан Сысоев Иван Михайлович.
в: Расскажите о нем...
о: Отец родился в 1909 году в деревне Топса. Оттуда, кстати, и мама моя родом. С детства они друг друга знали. Так вот, отец выучился в школе и поехал искать работу в Архангельск. А мама - в деревне оставалась. Но вот однажды она в город собралась, и папина мать решила сыну гостинцев передать - через маму. Она приехала, передала... и больше с папой не расставались. До самой войны. Отец директором детской технической школы работал, потом - секретарем парткома. Перед войной его направили в поселок Хетово Виноградовского района. Там ему квартиру дали в коммуналке, мы туда переезжать собирались. Из поселка Хетово отец и ушел на фронт в 41-м. Когда ему сообщили, что надо ехать, он даже домой зайти не успел. Только попросил маме передать, чтобы на пристань прибежала. Там неблизко было, но она успела. Обнялись на прощание. И больше никогда не виделись.
Мне было тогда четыре года, Светлане - два... На фронте отец вел что-то вроде дневника. Он описал весь свой боевой путь. Ленинград, Ивановские пороги, а потом Эстония. Погиб отец 22 сентября 1944-го. Медсестра Вера Гладкова из Москвы прислала нам письмо о последних минутах его жизни. Все, кто был внутри танка, погибли. А отец наверху был, спастись мог... Но его насмерть ранило осколком. Вера Гладкова в его кармане блокнот нашла. На одном из листков было послание: "Кто найдет эту записную книжку, убедительно прошу сообщить моей семье по адресу, который тут найдете, и переслать вот это завещание".
Отца вместе с другими погибшими похоронили с почестями на Тынисмяги.
в: Каким вы его запомнили?
о: Мы очень мало помним. Знаем больше по рассказам маминым. Что он очень добрый был, любил детей. Бывало, придет с работы, сначала с нами наиграется, а потом говорит: "Ну, Лида, садимся ужинать".
в: Как вы жили после гибели отца?
о: После того как он ушел на фронт, мама в колхозе работала. В 25 лет вдовой стала... Пошла работать на электростанцию. Брат в 47-м году умер, семилетний. От воспаления легких. Тогда ведь никаких антибиотиков не было, вот и не смогли вылечить. Я десять классов закончила, выучилась на десятника - приемщика леса. Потом в поселковом совете работала. Сестра Светлана закончила только семь классов и уехала в Северодвинск к дяде, маминому брату. Там поваром в детском садике устроилась. У меня две дочери - Татьяна и Елена. У Светланы три сына - Олег, Виктор и Алексей. Все в Северодвинске живут.
Жизнь у нас была непростая. Сейчас - со здоровьем проблемы, давление... Война отняла у нас детство, отняла отца. И вот еще сейчас треплют нервы... Ну что они к этому захоронению привязались? Зачем с мертвыми воюют?
Не тревожьте покой героев Второй мировой
Президенту Эстонской Республики Тоомасу Хендрику Ильвесу
Уважаемый господин Ильвес!
Мы, гражданки Российской Федерации Эзмиральда Ивановна Меньшикова и Светлана Ивановна Гневашева, хотели бы обратиться к Вам с личной просьбой о помощи и содействии.
Наш отец, капитан Сысоев Иван Михайлович, 1909 года рождения, воевавший в составе 657-го стрелкового полка 125‑й стрелковой дивизии, погиб 22 сентября 1944 года и был похоронен на площади Тынисмяги в Таллине в том месте, где в настоящее время расположен памятник Солдату-освободителю...
...Мы крайне обеспокоены той ситуацией, которая складывается сейчас вокруг памятника и братской могилы, где похоронен наш отец. Больно смотреть на то, что там происходит... Как дочери И.М. Сысоева, мы категорически возражаем против перезахоронения останков нашего отца.
...Обращаемся к Вам с просьбой воспользоваться данными Вам полномочиями и употребить весь Ваш авторитет, чтобы покой нашего отца и других воинов, погребенных на Тынисмяги, не был потревожен. Надеемся на Ваше гуманное отношение к памяти павших во Второй мировой войне.
Если же наш голос не будет услышан эстонскими властями, мы будем вынуждены обратиться в международные судебные инстанции.
Э.И. Меньшикова (Сысоева), 1937 года рождения,
С.И. Гневашева (Сысоева), 1938 года рождения.
Действия эстонских властей бестактны и неадекватны
Мнение Григория Явлинского
То, что происходит в Эстонии вокруг останков советских солдат, крайне серьезный вопрос нравственного и исторического звучания. С самого начала действия эстонских властей были глубоко бестактны, неадекватны и в историческом, и в эстетическом плане. Однако оставалась надежда, что под влиянием различных факторов как внутреннего, так и внешнего характера они изменят свой подход и не воплотят риторику в действие, которое будет иметь чрезвычайно серьезные последствия для отношений между народами Эстонии и России, а также других стран бывшего СССР.
Теперь, увы, совершенно очевидно: власти Эстонии не изменили свою позицию и хотят полностью ее реализовать. Сейчас любые высказывания на эту тему уже крайне запоздали, но, тем не менее, мы призываем всех еще раз обдумать весь комплекс принимаемых решений, взвесить последствия, прежде всего нравственные, переноса солдатских останков с почетного места на новое, на окраине города, и последующего использования места захоронения в каких бы то ни было целях.
Но ведь это место все равно навсегда останется братской могилой!
Я сражался, пока билось в груди русское сердце
Завещание капитана Сысоева
Кто прочитает эти несколько строчек, прошу убедительно сообщить по адресу, который найдете, моей семье. В бой иду седьмой раз. В 1941 г. в боях за Смоленск был ранен. С мая 1942 г. беспрерывно бил фашистов в районе Невской-Дубровки, Ивановские пороги. Участник прорыва блокады под Шлиссельбургом. В январе 1943 г. участвовал в штурме Красного Села и под Гатчиной был ранен. Участник боев на Нарвском плацдарме. В боях за Родину трижды ранен и два раза контужен.
Вырос я в свободной Родине, воспитали меня комсомол и партия.
Член ВЛКСМ с 1934 г. Член партии с 1937 г.
Вся жизнь моя принадлежит РОДИНЕ. Я хочу жить, зная, что фашизму - конец и война подходит к концу. Но там, где необходимо пожертвовать своей жизнью, я, сын Советской Родины, отдаю ее без единого вздоха.
Запишите моим детям, что я сражался, пока билось в груди русское сердце, знал, что в этой Великой борьбе я несу счастье моим детям и будущее не забудет меня.
С именем Родины на устах вступаю в жестокий бой с немецко-фашистскими захватчиками.
Офицер Русской Армии - Иван Сысоев.
P.S. Капитан Сысоев, коммунист и парторг, свое последнее письмо подписал именно так - офицер Русской Армии. Не Советской, а именно Русской. С большой буквы. - "Известия"