Разновидности восточнославянской цензуры
Если выбросить эмоциональные перехлесты, критика российской управляемой демократии будет сводиться к тому, что власть желает максимальной предсказуемости состава и, соответственно, поведения представительных учреждений. Какие-то люфты могут быть допущены лишь постольку, поскольку они не изменяют общей желаемой конструкции. Для достижения этой цели применяется тщательная селекция субъектов, домогающихся власти. Способы селекции различны: недопущение до выборов, неравные условия предвыборной борьбы (т.e. административный ресурс), исправление ошибок Фортуны, происходящее в ходе подсчета голосов. Общее у всех этих многообразных методов то, что все они применяются до окончательного объявления результатов. Когда результаты оглашены, бесподобное собрание начинает работать совершенно свободным образом, поскольку ждать от него какого-либо подвоха не приходится.
Украина, будучи, согласно подсчетам "Фридом Хаус", значительно более свободной страной (по качеству электорального процесса, оцениваемому 12-балльной шкалой, Россия имеет 3 балла, тогда как Украина - 8), к таким методам на прошлогодних выборах в Верховную раду отнюдь не прибегала, селекция там отсутствовала, что и породило непредсказуемость собрания. Вместо того чтобы создать демократическую и прозападную (т.е. оранжевую) коалицию, депутаты создали коалицию иного, не оранжевого направления. Президент В.А. Ющенко грозил роспуском Рады еще летом, когда социалист А.А. Мороз предал соратников по майдану и вступил в коалицию с В.Ф. Януковичем и коммунистами, а в страстной понедельник окончательно дозрел и привел угрозу в действие. Объяснения, что ничего страшного - обыкновенный парламентский кризис, в Европе такой сплошь да рядом случается, довольно комичны, поскольку в Европе парламент распускают, если он не способен составить правительственную коалицию, а на Украине распустили за то, что оказался чрезмерно способен, и при этом коалицию составил не ту, которую требовалось.
Тут мы видим иной способ достижения правильных результатов. "Вы можете избираться совершенно свободным образом и совершенно же свободным образом составлять в парламенте коалиции, но если вы сделаете это неправильно, вас разгонят". Пути России и Украины действительно разошлись. Российская практика может быть сравнима с предварительной цензурой, когда без главлитовской визы никакое издание (resp.: партия, кандидат) не может выйти в свет. Украина, как государство более демократическое, избрала карательную цензуру, когда предварительной визы не требуется, но в случае, если напечатают чего-нибудь не то, следует справедливая кара - "Запечатать типографии, всех редакторов сослать".
При том, что обе цензуры хуже, традиционно считается, что карательная не такая страшная, поскольку карать будут потом, а пока что можно хоть что-то прокукарекать. При предварительной же (мы не берем в расчет грубый недосмотр цензора) и прокукарекать не получится. Хотя к свободе слова что та, что другая цензура имеют довольно слабое отношение. Если же рассматривать разные типы цензуры с точки зрения скандальности, карательная, пожалуй, поскандальнее будет. Русская предварительная цензура представительных учреждений осуществляется путем коварных подговоров и наказуемых проделок, т. е. все больше негласным образом, тогда как украинская карательная цензура осуществляется в условиях широчайшей гласности на глазах у всей международной общественности. И с подкупающей прямотой.
Оно, собственно, не в укор украинским братьям - у нас у самих красота необычайная, - но проблема что у нас, что у них общая. Страны, имеющие в рейтингах "Фридом Хаус" высшую - 12 баллов - оценку избирательного процесса, имеют ее, поскольку в ходе достаточно долгого развития сформировали механизмы сверхпредварительной цензуры. Т.е. согласие элит насчет того, в каком коридоре домогающийся власти может действовать и за какие пределы ему выходить не следует. При наличии такого широкого согласия можно производить выборы самым свободным образом без каких-либо видов цензуры. Что на Украине, что в России о таком согласии элит остается лишь мечтать и выбирать между предварительной и карательной.