Король контроля
Главный провокатор и экспериментатор современного кинематографа Ларс фон Триер выпустил новый фильм - комедию "Самый главный босс". Ее премьера не проходила в Канне. На российский экран ее выпускают несколькими копиями. Это очень скромный по масштабу проект, но от того не менее любопытный.
После роскошного "Матч пойнта" Вуди Аллен решил передохнуть и снял веселую, непритязательную "Сенсацию". Ларс фон Триер, завершив "Догвилль" и "Мандерлай" и готовясь к съемкам "Вашингтона", тоже взял паузу и выпустил "маленький фильм с маленькой командой, просто комедию, совершенно безобидную, без нравоучений и политики".
Герой "Самого главного босса" Равн - владелец маленькой фирмы. С работниками которой - "шестью стариками", как он их называет, - он давно сроднился. Они его во всем поддерживают и даже не требуют возвращения старого и довольно крупного долга, а он в ответ ведет себя, как ягненок. Это несложно, так как все непопулярные решения в фирме якобы исходят от "самого главного босса", живущего в Америке и контактирующего с подчиненными только по электронной почте.
На деле никакого "самого главного босса" нет. Все решает Равн. Но однажды его уловка перестает действовать: мрачный исландец, которому датчанин хочет продать свою фирму, вычитал в "Эдде", что "сделки можно заключать лишь с первым лицом", а значит, подписывать контракт должен "самый главный босс". На эту роль Равн приглашает актера-неудачника...
Обожающий загонять себя в рамки Триер сначала сковывает себя кучей правил, а потом пытается выкрутиться. В "Самом главном боссе" режиссер отказал себе в праве командовать камерой. Фильм снимался по технологии Automavision: оператор выбирает наилучшее статичное положение камеры, нажимает кнопку, а затем в процесс включается компьютер, который исходя из заданных настроек выбирает параметры съемки. Бывает, что наиболее предпочтительным вариантом машине кажется такой, где у актера отрезано полголовы, зато ящик для бумаги снят в наиболее выгодном ракурсе. Настройки, конечно, можно менять, но для этого надо все начинать по новой. Как признался Триер, труднее всего им пришлось в зоопарке: пока компьютер настраивался, слон уходил из кадра.
Раздражающая зрителя манера съемки плюс резкий монтаж позволили оживить разговорную комедию, все действие которой разворачивается в скучном офисе. Впрочем, не только ради этого Триер заменил оператора компьютером. Одержимый манией контроля датчанин пытался ответить на вопрос: можно ли полностью контролировать развитие событий? А если ты при этом делаешь вид, что не принимаешь участия в происходящем?
Судя по тому, что фильм все-таки получился, ответ - "да". Но и из истории Равна есть свой, неутешительный для Триера вывод: тотальный контроль невозможен, пока есть такое банальное условие, как человеческий фактор.