Дачи на Волге снесли экскаваторами
На этой неделе нижегородская служба судебных приставов впервые в своей практике снесла две дачи, незаконно построенные в водоохранной зоне Волги в Борском районе. Так было выполнено решение Борского суда, вынесенное после обращения в суд природоохранной прокуратуры. Прокуратура добивалась соблюдения природоохранного законодательства, по которому строить дома в водоохранной зоне запрещено. При этом прокуратура начала наведение порядка с дачных домиков рабочих "Красного Сормова" и металлургического завода. В то же время специалисты отмечают, что природоохранное законодательство нарушается повсеместно, но у прокуратуры не хватает ресурсов, чтобы оперативно реагировать на эти нарушения.
Иски с требованием о сносе 9 незаконно возведенных дач Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура направила в Борский райсуд зимой 2005 года. Прокуратура через суд добивалась, чтобы владельцы сами снесли незаконно возведенные дачи. В качестве обоснования своих требований прокуратура указывала на то, что дачи возведены в водоохранной зоне Волги, на расстоянии 40 метров от кромки реки. При этом были нарушены Водный кодекс РФ, закон "Об охране окружающей среды", а также положение о водоохранных зонах. Строительство дач было незаконным - у их владельцев отсутствовали разрешения на отвод земли.
Между тем владельцы дач — работники "Красного Сормова" и металлургического завода — указывают на то, что участки принадлежит им уже не один десяток лет, а оспариваемые постройки служат верой и правдой уже около 10 лет.
Летом 2005 года все иски природоохранной прокуратуры суд удовлетворил и постановил незаконные строения снести. Владельцам кирпичных строений было разрешено разобрать их, чтобы впоследствии можно было построить дом из этого же материала на другом месте. Однако снести дачу в добровольном порядке согласился лишь один владелец. Для исполнения остальных судебных решений было решено привлечь судебных приставов.
Как рассказала начальник отдела по оценке и реализации имущества должников управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области Светлана Гацоева, исполнительные листы на снос и разбор конструкций поступили в службу еще в 2005 году. Однако приступить к исполнению решений смогли только сейчас, когда закончились процессуальные процедуры с обжалованием. Светлана Гацоева отметила, что это первый случай в практике судебных приставов сноса зданий, принадлежащих частным лицам. До этого им приходилось иметь дело лишь с имуществом юридических лиц, например, как на Гребном канале, когда было снесено оказавшееся вне закона кафе ЧП Багдасарян.
3 апреля приставы прибыли на место, где располагаются дачи, со специальной техникой — экскаватором. В качестве подкрепления присутствовали несколько бойцов специального отряда быстрого реагирования, вероятно, памятуя о дачных войнах, развернувшихся два года назад в Подмосковье после инициатив известного зам. главы Росприроднадзора Олега Митволя. Однако опасения приставов были напрасны — владельцы нижегородских дач сопротивления не оказывали. К прибытию приставов хозяева одного из домов вынесли все имущество. Владельцев второго дома на месте не оказалось, поэтому приставам пришлось вскрывать дом, описывать имущество и передавать его на ответственное хранение.
Теперь разрушенные дачи лежат на участках, вывозить их оттуда владельцы обязаны за свой счет. Также они должны оплатить работу судебных приставов и бульдозера. Снос дач обойдется их хозяевам примерно в 20 тысяч рублей. На очереди снос остальных строений, признанных судом незаконными.
По словам исполнительного директора экоцентра "Дронт" Асхата Каюмова, дачи, построенные с явными нарушениями природоохранного законодательства, распространенное явление в Нижегородской области. Немало таких дач на берегах Горьковского водохранилища. Известны случаи, когда на взятых в аренду участках гослесфонда вырубаются деревья, чтобы расчистить площадь для застройки, или огораживают участки прибрежных зон. В то же время, по словам Каюмова, на его памяти снос дач 3 апреля — это едва ли не первый случай сноса в регионе незаконных построек в водоохранной зоне, "за исключением шоу Булавинова на Гребном канале". "Государственная система не в состоянии работать системно из-за ограниченности полномочий, штата инспекторов", — считает эксперт.
В самом природоохранном ведомстве "Известиям" сообщили, что прокуратура предпринимает первые шаги для устранения нарушений в том числе и на Горьковском водохранилище, где строятся загородные дома, превосходящие своими размерами скромные сормовские дачки в несколько крат.