Около колокола
Издавна на Руси существует традиция - на Пасху любой может взобраться на колокольню и звонить. Старший звонарь московского храма Христа Спасителя Игорь Коновалов уточняет, что желающие могут это делать всю Светлую седмицу, а также на Рождество. По его словам, до революции самостоятельно звонить можно было еще и в день тезоименитства государя-императора. Но Коновалову самочинный звон очень не нравится.
Здесь можно звонить не только в праздник
- Чем же вам не угодил древний народный обычай? - спросили мы у Игоря Васильевича, насладившись его мастерством на колокольне "Кремля" в столичном Измайлове (там мастер создал Музей колоколов).
- Да ведь жалко колокола! Стараются ударить посильнее, разбивают их, - ответил звонарь, признавшись, что даже в храм Христа Спасителя желающих на Пасху пускают. Но лишь под присмотром специалистов, и долго упражняться не разрешают. И не только из-за опасения за судьбу колоколов. Все-таки центр Москвы, кафедральный собор - нехорошо, если с него будет разноситься ужасная какофония.
На музейной колокольне, где обучают звону, висит большой колокол - им управляют педалью - и шесть поменьше (три на каждую руку). С виду ничего сложного в управлении колоколами нет. Нажимаешь легонько ногой на педаль. Одновременно подергиваешь за веревочки малых колоколов - начинается трезвон.
Может, попробовать? Нажимаю на педаль. Удар колокола. Дергаю за веревочки малых колоколов. Дергаю неравномерно - два зазвонили, а третий нет. Да еще и большой колокол звука не подает. На педаль-то забыл нажать! Малинового звона не выходит. Так скорее поварихи на стройплощадках в рельс молотком стучали, созывая рабочих на обед...
- Координации движений не хватает, вы ногой нажали раз и забыли про ногу. Сосредоточились на руке, - это уже мои ошибки комментирует стоящий рядом директор по связям с общественностью Общества церковных звонарей Константин Мишуровский.
Он берет в руки веревочки - и трезвон льется как ручеек. Я снова нажимаю на педаль и с тревогой смотрю вверх. Уж не разбил ли я колокол? К счастью, он цел. Но сразу понимаю, что опасения Игоря Коновалова совсем небеспочвенны. На педаль-то нажимать надо слегка, а я надавил со всей силы.
Новая попытка. Колокол выдерживает... Коновалов успокаивает: "Ничего... Здесь мы людей учим". В Московской школе колокольного мастерства срок обучения - год. Но, как говорит мастер, звонарскому искусству надо учиться всю жизнь. Сам он начинал еще в середине 80- х годов прошлого века.
Знать ноты звонарям, оказывается, необязательно. Все колокола звучат по-разному. Просто в определенных случаях, например, во время крестного хода, выхода Святейшего Патриарха или правящего архиерея звон должен быть более торжественным, чем сигнал о начале обычного богослужения.
- Что значит "более торжественный"? Допустим, выходите вы на трибуну и говорите: "Дорогие товарищи!" или "Дамы и господа!"... Вы же это скажете с определенной интонацией, не такой, как в обыденной речи. Вот и звонарь должен подобрать такую торжественную интонацию, - поясняет Мишуровский.
Самый тяжелый - не самый звучный
Число колоколов жестко не регламентируется. Обычно их не менее четырех. Большой (благовест) задает ритм. Коновалов рассказывает, что в древности раскачивали не язык, а сам колокол. Остановить его было невозможно, и ритмичные удары стали традицией. Впрочем, и с языком справляться было непросто.
- В него всегда втирали сало или еще какое-нибудь вещество, чтобы облегчить его ход. Известно, что один из студентов Гарварда пообещал, что, как только закончится Вторая мировая война, он 100 раз ударит в 30-тонный колокол. Ударить-то ударил, но едва не умер, его нашли без сознания, - рассказывает Коновалов и с гордостью добавляет. - У нас теперь есть свое изобретение, благодаря которому даже хрупкая девица сможет раскачать 18-тонный колокол двумя пальцами.
Три маленьких колокола создают трезвон. Но их может быть и больше. Количество и размер колоколов зависят от размеров звонницы и доходов прихода. Церковные общины, купцы, князья и цари всегда соревновались в отливке колоколов. Считалось, чем они тяжелее - тем больше славы.
Знаменитый, но никогда не звонивший Царь-колокол, стоящий на Ивановской площади Московского Кремля, весит около 200 тонн. В Музее колоколов считают странной саму идею его отливки - ведь чем тяжелее колокол, тем тише он звучит. Даже если бы Царь-колокол не треснул и его бы водрузили на колокольню, неизвестно, зазвонил бы он вообще и многие ли его услышали бы.
Вес главного колокола храма Христа Спасителя - 30 тонн. А самый большой колокол России сегодня находится в Троице-Сергиевой лавре, его вес 72 тонны.
СD колоколу не конкурент
Раньше церкви стояли на каждой улице, и колокольный звон, возвещавший верующим о начале молитвы, слышал каждый. Но сейчас в больших городах он слышен не многим. Не устарело ли искусство звонарей?
- Колокольный звон и сегодня имеет практическое значение, - считает Константин Мишуровский, - вот сидит матушка, лепит из теста просфоры, она на часы не смотрит. Услышит звон - пойдет к службе. А кроме того, колокольный звон - такой же вид церковного искусства, как церковное пение, иконопись.
- Но сегодня иконы печатают и в типографиях. А не было попыток записать колокольный звон на диск или кассету, поставить динамики и пускать запись?
- Пробовали, - отвечает Мишуровский, - но получалось ненатурально. Это все равно что в храме картонного диакона поставить. Куклу. Настоящий церковный звон техника заменить не может.
В измайловском Музее колоколов есть образцы XVII, XVIII и XIX веков. По словам Мишуровского, колокол живет 200-300 лет. Потом трескается. Но не умирает окончательно. Расколотый колокол отправляется на переплавку и звучит во вновь отлитом "собрате". Его жизнь вечна.