Космический масштаб
В послевоенном сорок шестом в стране начали готовить кадры для молодой ракетной отрасли. Для этого в Военмехе открыли специальный факультет реактивного оружия — здесь учились люди, которые потом создавали ракетно-ядерный щит России, проектировали космические аппараты и осваивали околоземное пространство. Так что к первому полету Юрия Гагарина, как и ко всем победам в этой области, Военмех имеет самое прямое отношение. О том, как развивались факультет и институт, что изменилось за шестьдесят лет, корреспонденту "Известий" Илье Нефедову рассказал директор Института ракетно-технической техники Военмеха Вячеслав Бородавкин.
вопрос: Только-только закончилась война, а власти задумались об укреплении оборонки. Почему?
ответ: В это "мирное" перед началом холодной войны время четко обозначилось военно-техническое противостояние политических систем. Успешный опыт применения легендарной отечественной системы залпового огня "Катюша", реактивного оружия, созданного в Германии, убедительно показал, что за ракетной техникой большое будущее. Нужно было срочно наверстывать упущенное — первенство в создании реактивных систем признавалось за Германией, а их главный идеолог Вернер фон Браун уже работал в США. Первые шаги руководства страны состояли в организации перемещения трофейных образцов немецкого ракетного оружия и соответствующей документации, в создании совершенно новых НИИ и КБ, специальных кафедр для подготовки специалистов-ракетчиков.
в: Все началось с кафедры ракетостроения?
о: Да, она была создана первой в стране и с нее началась история нашего факультета и института. Шестьдесят лет назад профессорско-преподавательский состав факультета насчитывал не более 10 человек. Это были настоящие энтузиасты, многие имели солидный боевой опыт, а первый декан, Григорий Григорьевич Шелухин, которому недавно исполнилось 92 года, командовал в годы Великой Отечественной войны дивизионом "Катюш". Лабораторную базу составляли трофейные "ФАУ", "шметтерлинг", "вассерфаль". Первый ускоренный выпуск состоялся уже через год — дипломы получили 45 студентов старших курсов других факультетов Военмеха, переориентированных на ракетостроение. Практически все из них впоследствии достигли известности и прославили отечественную ракетно-космическую науку на весь мир. Например, генеральный конструктор ЦКБ "Прогресс" Дмитрий Ильич Козлов стоит у истоков создания межконтинентальной баллистической ракеты, модификация которой осуществила запуск первого в мире искусственного спутника Земли, а затем и Юрия Гагарина в космос, Герберт Александрович Ефремов и Владимир Федорович Уткин являются создателями отечественного ракетно-ядерного щита. Особо следует отметить заложенную в то время уникальную систему подготовки кадров. Выпускник факультета 1955 года, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Гречко о системе преподавания того времени вспоминает, что из них не делали кабинетных ученых и учили работать не только головой, но и руками, в том числе ковать металл и делать литейные изделия. Факультет интенсивно развивался, набирали силу выпускающие кафедры, росли научно-педагогический потенциал и материальная база. Сегодня Институт ракетно-космической техники включает два факультета — "Авиа- и ракетостроения" и выделившийся из него двадцать лет назад новый факультет "Аэрокосмический".
в: Когда чуть ли не все мечтали стать космонавтами или работать на космос, наверное, учить студентов было легче?
о: В период, о котором вы говорите, престижными были профессии не только космонавтов, но и инженеров, учителей, преподавателей вузов и многие другие. Поэтому на оборонные специальности был традиционно высокий конкурс хорошо подготовленных абитуриентов. Не было проблем с кадрами на выпускающих кафедрах — всегда была длинная "скамейка запасных" из молодых ученых и представителей промышленности, привлекаемых к учебному процессу. Сегодня мы также пытаемся не снижать ту высокую планку, которая была установлена в предыдущие годы. Мы сохранили уникальные научно-педагогические школы, все специальности оборонного профиля, составляющие "ядро" Военмеха. К нашему сожалению, перестроечный период расставил новые акценты в системе подготовки кадров для "оборонки". Профессия инженера, конструктора ракетно-космического профиля потеряла былую престижность, уменьшился интерес к преподавательской деятельности. Активная гуманитаризация среднего образования привела к снижению уровня подготовки школьников по математике, физике, значительная часть средних школ не имеет предмета "черчение", что в совокупности затрудняет подготовку специалистов по конструкторским и технологическим специальностям. И еще, раньше ребята приходили более мотивированными, понимали, что такое ракетная техника и космонавтика. Сейчас вполне допускаю, что некоторые студенты могут спросить преподавателя — кто такой Гагарин.
в: Как работаете с абитуриентами?
о: В условиях нарастающего демографического кризиса приходится серьезно заниматься профориентационной работой как в Санкт-Петербурге, так и во многих регионах России. Факультеты традиционно были союзного и федерального значения — выпускники распределялись практически на все предприятия ракетно-космической отрасли. Сейчас также свыше 50 процентов ежегодного приема составляют иногородние студенты. При работе с абитуриентами используем все формы довузовской подготовки, привлекаем предприятия, которые помогают материально, участвуют в организации в школах специализированных классов. Важным направлением считаем целевую контрактную подготовку и переподготовку кадров для профильных предприятий. Например, для кировского "Авитека" выпустили 20 магистров техники и технологии по направлению "Авиаракетостроение", повышаем квалификацию работников северодвинского предприятия "Звездочка", готовятся интересные проекты с предприятиями Екатеринбурга, Коломны Московской области.
в: Сотрудничество с предприятиями не ограничивается переподготовкой?
о: Технический вуз не может готовить специалистов без тесной связи с промышленностью. Поэтому наши факультеты поддерживают многолетние связи с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли и лазерными центрами России и зарубежных стран. Мы участвуем в совместных НИОКР по разработке современных образцов вооружений, военной техники и техники двойного назначения. Все это помогает ликвидировать пропасть между теоретической подготовкой и практическими требованиями конкретных производств. Это делает наших выпускников еще более ценными и востребованными на рынке труда. Также создаем совместно с предприятиями базовые кафедры и научно-образовательные центры. Компании помогают нам ремонтировать аудитории, общежития, обновлять оборудование. Чувствуем поддержку наших выпускников — руководителей крупных предприятий и холдингов, за что им очень благодарны. Например, завод им. Калинина, который возглавляет Николай Владимирович Клейн, накануне юбилея поставил нам учебно-разрезной образец современной зенитной ракеты.
в: Что еще возрождаете из хорошо забытого старого?
о: Систему студенческих научных обществ и конструкторских бюро. Ребята выполняют заказы предприятий, особенно интенсивно — в области компьютерных технологий. Пятый год выпускается сборник трудов студентов, аспирантов и молодых ученых, инициатором которого был наш институт. Важным направлением считаем также организацию содержательных, интересных практик. Так, летом 2006 года группа наших студентов проходила эксплуатационную практику на космодроме "Плесецк". Кроме того, сотрудничаем с подшефным крейсером "Маршал Устинов", кадетскими классами.
в: Ваши выпускники по-прежнему создают ракеты?
о: И ракеты тоже. Они успешно работают в области проектирования ракет и космических аппаратов, ракетных двигателей, стартовых и технических комплексов, динамики полета и управления движением, в области космической и лазерной техники, механики жидкости, газа и плазмы, теории горения. Они будут востребованы в любые времена. От них зависит, будет ли наша армия в обозримом будущем армией новой эпохи, а значит — сильной и защищенной Россия. Словом, ракетно-космической отрасли нужны профессионалы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Якунин, президент РАО "Российские железные дороги":
— Военмех — это школа, которая готовит не только инженеров, ученых и будущих космонавтов, но и людей социально ориентированных, воспитанных. Сфера деятельности нашего вуза — это оборона, защита Отечества, которая обязательно учит гражданственности.
Сергей Крикалев, летчик-космонавт, Герой Советского Союза и первый Герой России, вице-президент РКК "Энергия":
— Хочу сказать преподавателям спасибо за те знания, без которых мы бы не смогли продвигаться в профессиональной деятельности. И хотелось бы, чтобы наши студенты продолжали преумножать достижения предыдущих поколений выпускников Военмеха.
Герберт Ефремов, генеральный директор — генеральный конструктор НПО "Машиностроение":
— Военмех у меня в памяти до мелочей. Это была абсолютно новая жизнь, выработка совершенно других отношений, коллективных. В духе Военмеха всегда было заставить себя разобраться и понять, чего от тебя хотят, и выделить самое важное.
Георгий Гречко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:
— Выпускники и сотрудники вуза являются участниками каждого этапа космической эпопеи — от создания всех видов средств обеспечения полетов до непосредственного участия в исследовании космоса с использованием этих средств. И только в Военмехе могли создавать в трудный для отечественной науки период уникальные, не имеющие мирового аналога, приборы.