Хочешь торговать на рынке, Абдулла? Женись!
С воскресенья иностранцам запрещено торговать на рынках. Они должны освободить рабочие места для россиян. Решение правительства выполнено: число приезжих за прилавками сократилось. Но революции не произошло. Самые настойчивые азербайджанцы, грузины и армяне стали из продавцов грузчиками и дворниками, а то и вовсе поменяли гражданство. Среди китайцев - повальная мода на браки с русскими. При этом наш жених обходится дешевле, чем невеста.
Москва, Дорогомиловский рынок, 1 апреля. Среди продавцов мясных рядов почти нет славянских типажей. Сплошь жгучие брюнеты в униформе синего цвета, которые общаются между собой при помощи красноречивых жестов и гортанного незнакомого языка. Небольшая часть палаток - где-то четверть - пустует. На дверях каждой недавно появилось типовое объявление: "Сдается в аренду, обращаться в администрацию". Но ассортимент от этого не пострадал. В "колхозных рядах" - атмосфера восточного базара.
Юный зеленщик с загорелым не по московской погоде лицом звал к своему прилавку.
- Откуда зелень?
- Из Азербайджана.
- А сам-то ты откуда?
Широко и белозубо улыбается в ответ: - Из Душанбе.
- Давно в Москве? - спросили мы юного торговца из Душанбе.
- Нет, месяц где-то. Приехал в Москву, у нас работы нет. Мне работать надо. Семью кормить.
Последний вопрос прозвучал провокационно:
- А с документами-то у тебя все в порядке? А то с проверкой придут, плохо будет.
- Документы мне сейчас делают.
Тут как из-под земли появилась миниатюрная немолодая женщина, надела белый халат и, посверкивая золотыми зубами, скороговоркой что-то резко сказала улыбчивому таджику. Улыбаться он тут же перестал. Отодвинулся от прилавка, посерел лицом. Потом виновато покосился на нас и добавил, как будто оправдываясь:
- Вообще-то я грузчиком тут работаю.
Другой восточного вида грузный мужчина предлагал свой товар:
- Слушай, дорогая, что тебе надо? Подходи, у меня все есть, - он широким жестом показывает на прилавок с овощами и фруктами и добавляет совершенно неожиданно: - Правда, счастья нет.
Оставив философски настроенного продавца фруктов, мы пошли в административную часть Дорогомиловского рынка. Здесь нам популярно объяснили, почему на рынке много нерусских людей.
- Это, прежде всего, дагестанцы, которые являются россиянами, - принялись загибать пальцы представители администрации. - А потом, все не россияне работают у нас грузчиками, мы им бэджики раздали. Кроме того, вы посмотрите, у кавказских людей клановая психология - один с сошкой, а семеро - с ложкой, как соберутся вокруг него и давай разговоры разговаривать. Вот и создается ощущение, что много у нас кавказцев.
Заметим, что у юного продавца-таджика не было никаких бэджиков. Закончили мы разговор на печальной ноте:
- Не идут россияне к нам работать, уж не знаю почему, а если приходят, то быстро спиваются. А иностранцы вот работают, и ничего.
"Просто женятся на наших, вот и все"
Российские регионы не сильно отстали от Москвы. В воскресенье в Петербурге рынки опустели пропорционально своей привлекательности: чем рынок "богаче" и популярнее, чем ближе к центру Петербурга, тем больше народу пропало оттуда к 1 апреля. Например, на знаменитом Кузнечном на прежних местах осталась едва ли половина торговцев. А в райцентрах Ленинградской области пришлось уйти немногим. Но ушли только самые нерасторопные гастарбайтеры. Все остальные приспособились к новым условиям.
- Сегодня я вынуждена была отстранить от торговли только двух женщин, - рассказала "Известиям" Ольга Криман, директор рынка в городе Гатчине Ленобласти. - Все остальные продавцы имеют российские паспорта. Как? Да просто женятся на наших, вот и все.
Фиктивные браки - самый скорый способ оформить российское гражданство. Это поняли не только иностранцы Петербурга.
В Алтайском крае даже появились "свахи", которые устраивают "личную жизнь" торговцев. "Свахами" зачастую становятся знакомые или сотрудники рыночного ЧОПа. На одном из барнаульских рынков нам рассказали, что там заключили уже три коммерческих брака. Первой за русского вышла замуж китаянка, заплатив "мужу", по данным сводников, 300 тысяч рублей. Как уверял нас один из барнаульцев, выступивший в роли "свахи", китаянкам выйти замуж дешевле, чем жениться китайцам. Если брак китаянки с русским стоит 260-300 тысяч рублей, то русская жена обойдется китайцу уже в 500 тысяч. "В Китае избыток мужчин, а женщин - дефицит", - пояснил "Известиям" один из партнеров местного рынка "Цин Юнь Алтай".
На китайские предложения "руки и сердца" откликаются молодые специалисты с невысоким доходом, выпускники вузов родом из деревень. По словам "свахи", пару можно найти за неделю-две. Говорят, что на фиктивные браки китайцы решаются с большой опаской - вдруг за годы "совместного ведения хозяйства" накопится добро, которое потом придется делить с фиктивной половиной?
"Новых русских" проверят сегодня
На ставропольских рынках число иностранных торговцев вообще не уменьшилось. Мария Мебония, торгующая на открытом воздухе отменной морковкой, с трудом изъясняется по-русски, но позади нее на видном месте висит документ, подтверждающий: новоявленная россиянка здесь на законных основаниях.
В Петербурге торговцы не смущаясь показывали нам документы о гражданстве.
- Сейчас, сейчас покажу! - и пожилая Наира, вытирая руки о передник, бросается к дешевой сумке из коричневой клеенки. - Да почему же не надо?! Он же у меня есть!
Наире повезло: в ее советском паспорте была прописка в Ленобласти, поэтому она просто обменяла его на российский, вот и все.
На московских рынках проверки Федеральной миграционной службы ждут уже в понедельник. Рынки оповещены, что если выявятся нарушения, всем придется заплатит приличные штрафы. Если представителями ФМС будет обнаружен хоть один иностранец за прилавком, арендодателя оштрафуют на 450 тысяч рублей, администрацию рынка - до 800 тысяч рублей. В качестве профилактической меры - чтобы потом было неповадно нарушать - предусматривается приостановление работы рынка на три месяца.