И "Нашим", и вашим
Если бы речь шла о единичном покушении непримиримой оппозиции устроить уличный сумбур, можно было бы скрепя сердце согласиться с достаточно искусственными конструкциями, обосновывающими ad hoc, почему мероприятие должно быть возбранено. Но сегодня очевидно, что, во-первых, покушение не единичное. Эффект медведя, отталкивающего лапой повешенную колоду, после чего она еще сильнее бьет его по лбу, пусть не в полной мере, но достигнут, что не может не воодушевлять на дальнейшую борьбу. Во-вторых, лозунг "marschieren, marschieren!", причем с кем угодно, хоть mit deutschen Offizieren, делается все более популярным. Коммунисты преодолели былое неприятие "Другой России", и теперь Геннадий Андреевич готов маршировать вместе с Гарри Кимовичем; идею "русских маршей" тоже вроде бы никто не отменял. Это уж не говоря о маршах лоялистских. Философ А.Г. Дугин, рассудив, что негоже отдавать лозунг "marschieren, marschieren!" на откуп оппозиции, намерен в Светлое Христово Воскресение евразийски маршировать с М.В. Леонтьевым прямо по ул. Горького - что твоя военная техника на 7 ноября. Про "Наших", регулярно ставящих город на уши своими причудливыми художественными замыслами, и говорить нечего.
При таком всеобщем желании погулять по улице с транспарантами уловками ad hoc уже не отделаешься. Нужно как-то определяться.
Один вариант - ригористическое следование ст. 31 Конституции РФ. Если есть право на уличные шествия и демонстрации, значит, где хотим, там и маршируем. Fiat iustitia, pereat mundus (пусть свершится правосудие - даже если мир погибнет. - "Известия"). В принципе возможен и такой подход. При регулярном перекрытии магистралей ради несогласной акции нескольких сот человек дело кончится тем, что ОМОН будет героически защищать несогласных от озверевших участников дорожного движения, а там, глядишь, все и в разум войдут. Или не войдут, а мы войдем в живой ритм Берлина 20-х гг. - на одной улице демонстрация крайне левых, все в черных кожаных куртках, на другой улице демонстрация крайне правых, все в черных кожаных куртках. Кончилось известно чем, правда, черные кожаные плащи в качестве модной одежды сохранились.
Другой вариант - признать, что в современном большом городе уличная проезжая часть есть остродефицитный ресурс, выдавать который группе граждан по первому ее требованию - значит порождать немалые напряжения. Лучше признать, что какая-то регламентация неизбежна. Муниципии больших городов могли бы выделить "золотую милю", на которой по выходным маршируй сколько влезет. Несогласные, коммунисты, педерасты, фашики, "единороссы", "Наши", ваши - кто угодно. Кстати, очередное мероприятие "Наших" в Москве - и терпентин на что-нибудь сгодится - прямо подсказывает, какой проспект можно назначить "золотой милей". Если камлания "Наших" на пр-те Сахарова не погубили Москву, ни "единороссы", ни педерасты тоже не навредят - пусть себе маршируют. С одной стороны, правило отчасти устрожающее, но с другой - единообразное. По выходным маршируй quantum satis (сколько нужно. - "Известия"), будь ты хоть черт с рогами. Демократия.
При наличии доброй воли и склонности к компромиссу - кто стал бы возражать против такого варианта? Беда в том, что и с той, и с другой стороны наблюдается дефицит доброй воли. "Вот тебе "золотая миля", маршируй сколько влезет" - это по форме правильно, а по существу издевательство, ибо марш по определению должен быть не рутинным - "Это кто у нас там, душа моя, сегодня марширует, Лимонов или Миронов?" - но героическим. "Золотая миля" исключает героизм - значит, будем прорываться за ее пределы.
Что до властей, то признать принцип "Все - на общих основаниях", хотя бы следование этому принципу и сильно облегчало жизнь, - для них нож острый в сердце. Всегда приятно видеть лоялистские акции в максимально выгодном антураже, акции же другого - в антураже менее выгодном, а лучше вовсе не видеть. Как же отказаться от того, чтобы своим - зеленую улицу? Отказаться, однако, все же возможно, для чего достаточно ознакомиться со шпигелем газеты "Фигаро", где помещены слова Бомарше "Sans la liberte de blamer, il n’est pas d’eloges flatteurs" - "Без свободы бранить не бывает лестных похвал".
Ни вашингтонского обкома, ни ПАСЕ, ни Фридом-хауса (их в XVIII в. даже и не было), но всего лишь указание на то, что при запрете на гавканье лоялизм теряет всякую цену и радости от него - никакой.