Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Всякое строение есть благо

Сторонники строжайшей стерилизации нефтяных доходов прибегают к различным системам аргументации, потому что сказать напрямую: "Всякое благоустройство связано с тратой денег, следственно, разгоняет инфляцию и оттого не может быть терпимо" - они все же не в состоянии. Тогда получилось бы, что идеальным образцом экономики является смиренное кладбище. Если же не исповедовать тезис о губительности вообще всяких инвестиций, будет очень трудно объяснить, почему когда правительство построило мост - это плохо, а когда американские дельцы построили завод - это хорошо. И в том и в другом случае заплатили деньги рабочим и оплатили материалы для строительства, т.е. впрыснули лишних денег в экономику. Если это так губительно, тогда и иностранных дельцов с их инвестициями нужно гнать поганой метлой, к чему нас, однако, не призывают.
0
Максим Соколов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сторонники строжайшей стерилизации нефтяных доходов прибегают к различным системам аргументации, потому что сказать напрямую: "Всякое благоустройство связано с тратой денег, следственно, разгоняет инфляцию и оттого не может быть терпимо" - они все же не в состоянии. Тогда получилось бы, что идеальным образцом экономики является смиренное кладбище. Если же не исповедовать тезис о губительности вообще всяких инвестиций, будет очень трудно объяснить, почему когда правительство построило мост - это плохо, а когда американские дельцы построили завод - это хорошо. И в том и в другом случае заплатили деньги рабочим и оплатили материалы для строительства, т.е. впрыснули лишних денег в экономику. Если это так губительно, тогда и иностранных дельцов с их инвестициями нужно гнать поганой метлой, к чему нас, однако, не призывают.

Вероятно, поэтому сегодня разговор ведется не о губительности трат как таковых, но о том, сколь опасно закладываться на неверные доходы, которые сегодня есть, а завтра нет. Когда нефтяные деньги дают треть доходов бюджета, а завтрашнюю цену на нефть предсказать никто не может, падение цен приведет к необходимости отнимать уже вошедшие в привычку блага, а делать это очень тяжко. Одно дело раздавать, иное дело - отбирать назад. См. опыт СССР, в погубление которого обвал нефтяных цен внес немалый вклад.

Отсылка к советскому опыту тем не менее содержит в себе неточность - и довольно существенную. Правители позднего СССР действительно заложились на нефтедоллары по самое не могу. Неустойчивые доходы стали основой позднесоветского общественного договора, в рамках которого власти покупали лояльность в обмен на довольно убогое, однако же стабильное и даже помаленьку растущее благосостояние. Обвал цен привел к разрушению общественного договора.

Но тогда и формулировать опасность закладывания на неверные доходы надо более точно. Крайне опасны, во-первых, политические инвестиции. Может настать время, когда откупаться от благодарного населения станет нечем. Во-вторых, опасны долгосрочные проекты системного свойства, когда полезный эффект скажется лишь после полного завершения - а до того будет лишь омертвление средств.

Зададимся теперь вопросом, до какой степени траты на инфраструктуру, на те же дороги и мосты соответствуют этим критериям опасности. Политическими инвестициями, которые невозможно прекращать без крайнего риска, такие траты не назовешь. Та логика, что, покуда солнце сияет и счастье везет, надо обустраиваться, а когда настает черный день, надо прижиматься, вполне доступна среднему гражданину, тем более что в отличие от прекращения политических инвестиций секвестр инфраструктурных расходов не означает удара по его карману. Той системности, когда все заработает лишь при полном завершении программы, а до того - никак, здесь тоже нет, да и речь не идет о плане покрыть всю Россию плотной сетью автобанов немецкого качества, для чего в самом деле потребуются десятилетия. При нынешних делах не до жиру - расшить бы уж самые вопиюще узкие места. Все же дороги федерального значения не должны быть опасными для жизни, а степень изношенности дорог - колейность и яма на яме - сегодня именно такова.

При этом существенно, что уж дорожное-то строительство безусловно квантуемо - всю жизнь дороги строили по частям, вводя отрезок за отрезком. При нынешней улыбке фортуны отчего же этим и не заниматься? Даже лишние сто километров нормального полотна, легшего там, где сегодня путь-дорожка фронтовая, есть очевидное благо. Если же в будущем придется идти на секвестр - значит, придется, но улучшения-то останутся.

Но сильная ошибка стерилизационной идеологии, для носителей которой слова "дороги и мосты" звучат хуже скверноматерного ругательства, в том, что они не способны к спрямлению линии фронта, т.е. разделению позиций на те, что надо защищать кровь из носу - например, не допускать политических инвестиций, и те, которые можно сдать - те самые страшные мосты и дороги.

При таком бескомпромиссно упорном желании не разделять траты на опасные и неопасные вероятность того, что крышку сорвет и нынешнее бюджетобесие сменится безумным расходобесием, - она только повышается. "Ни шагу назад" этим и кончится.

Комментарии
Прямой эфир