Проверка боем
Дворец спорта "Лужники" Лужнецкая наб., д. 24, 258-00-00 Дима Билан 16, 17 марта, 19.00
Пришел черед карачаево-черкесскому поп-парню Диме Билану одному выйти в московское поле, вернее, на площадку старейшего столичного Дворца спорта и показать свою исполнительскую мощь. Прошлый год получился у него столь фартовым, что иной бы испугался такого счастья. Но Дмитрий, который по паспорту Виктор, принял свалившиеся на него радости как должное. Роскошные личные апартаменты в Москве, усиленное покровительство миллионерши Яны Рудковской, шумное появление на "Евровидении-2006" в Афинах, второе место там, и победный марш хита "Never Let You Go" здесь, выступление на одной площадке с Шакирой и Black Eyed Peas на Васильевском спуске, пристальное внимание таблоидов и прочее, прочее. Любимец половины российских детей Билан достиг стопроцентной раскрученности и благополучия, так всерьез ни разу и не выступив сольно в Москве (сейшен в "Апельсине" и пафосная презентация нового альбома в Театре им. Маяковского - не в счет). Теперь этот пробел будет устранен. Дима и его менеджмент сделали ставку на "Лужники" - зал, мягко говоря, слабенький по всем профессиональным музыкантским критериям и часто наказывающий артистов за самонадеянность. Справится ли с ним Билан? Эксперимент интересный. Билеты, конечно, разойдутся хорошо, и шоу смастерят богатое, но, получится ли у самой звезды "по-взрослому" отработать двухчасовую программу, трудно сказать. В крайнем случае поблагодарим Билана за смелую попытку. Корысти в подобных затеях всегда меньше, чем риска и честолюбия.
Михаил Марголис
Бессон, не гони
На экранах "Такси-4"
Пожалуй, никто в Старом Свете не умеет лучше Люка Бессона делать много денег из ничего. Ну или почти из ничего: из дружбы недотепы-полицейского и таксиста, не вылезающего из-за руля белоснежного "Пежо". Эту заметим, одну и ту же карту знаменитый француз разыгрывает уже четвертый раз и вряд ли остановится на достигнутом. Как-никак, дивиденды ему приносят не только кассовые сборы, но и скрытая реклама популярной марки автомобиля. Процесс бесконечен: новые модели "Пежо" появляются ежегодно и тоже нуждаются в рекламе.
Между тем "Такси" явно летит под откос: от фильма к фильму захватывающих погонь в автомобильной саге становится меньше, а примитивных шуток больше. Приятно удивляет лишь одно либерализм французской полиции, которая безропотно позволяет каждому встречному-поперечному порочить свое славное имя. В "Такси-4" правоохранительные органы в лице Фредерика Диффенталя оказываются настолько тупы, что сначала добровольно отпускают на волю "преступника № 1", а потом умудряются не узнать собственную жену, всего лишь сменившую парик.
Анна Федина
Тиха "Двенадцатая ночь"
"Двенадцатая ночь", на сцене Театра им. Пушкина, 16 марта
Одну из лучших постановок англичанина Деклана Доннеллана, выпущенную с русскими артистами, не так уж часто играют в России. Все чаще по зарубежным фестивалям да на гастролях. Сейчас есть редкая возможность посмотреть ее в стране изготовления. И еще раз убедиться, что спектакли Доннеллана выглядят рядом со среднестатистической русской постановкой как строгий викторианский особняк рядом с расписным теремом. Гендерные перевертыши (а все женские роли у Доннеллана играют мужчины) здесь не источник комической энергии, а всего лишь исходное условие, о котором довольно быстро забываешь. Комедии Шекспира (в отличие от трагедий) и впрямь пропитаны андрогинным духом. И полумальчик-полудевочка Виола, влюбляющая в себя разом благородного Орсино и жеманную Оливию, квинтэссенция этой андрогинности. Может артистка сыграть, а может и артист. Чего тут, право, смешного?
В спектакле Доннеллана вообще мало что вызывает смех, чаще спокойную улыбку. Мальволио похож тут не на дворецкого, а на вышколенного клерка. Слуги Орсино на учеников Итона (они и с Виолой ведут себя так, как обычно поступают в закрытых учебных заведениях с новичком проверяют на вшивость). Шут (изумительный Игорь Ясулович) словно сошел со страниц издававшегося Оскаром Уайльдом эстетского журнала Yellow Book. Все в целом, как всегда у Доннеллана, отдает началом прошлого века не Уайльдом, а скорее Ивлином Во, ироничным певцом последних десятилетий Британской империи. Уж если в ком и сосредоточено здесь площадное начало, так это компания сэра Тоби, отлично сыгранного Александром Феклистовым. Эти парни нашенские, и попали они в тенета английской культуры как кур в ощип. Скучно хоть плачь. Не плюнуть не ругнуться. И вот уже, приняв для порядка на грудь и промычав для приличия что-то джазовое, они затянули специфический бардовский фольклор: "Что на русской земле есть земля Колыма-а-а". Минутный фарсовый взрыв, затишье, и все опять вышло в строгую английскую колею. Самую блистательную актерскую репризу в этом спектакле всегда уравновешивает умный, точный и всегда джентльменский напор безупречного британца.
Марина Давыдова
Золото варваров
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Волхонка, 12, тел.: 203 95 78. Вторник воскресенье с 10.00 до 19.00.
"Эпоха Меровингов Европа без границ"
"На светлый братский пир сзывает варварская лира". Написал это Блок о неясном грядущем, но слова можно обратить и в прошлое, и в настоящее. Буквально готовый эпиграф к выставке в Пушкинском музее. Тут как раз соединяются "свирепый гунн", "острый галльский смысл", "сумрачный германский гений" и все такое плюс остывающая громада поверженной Римской империи. Эпоха Меровингов это время, когда старого уже нет, а нового еще нет. От такой Европы мурашки идут по коже, но и занимательна она невероятно.
В музее покажут совместный российско-германский проект, где раннее Средневековье предстанет в виде археологических находок. Наследие франков, остготов, лангобардов, славян-антов и множества прочих древних племен раскопали не сегодня, но именно сегодня эти предметы демонстрируются под одной крышей. Паневропейская идея возобладала над национальными и ведомственными границами. В ряде случаев окажутся воссоединенными клады, которые были разрознены после Второй мировой войны. Разумеется, это не окончательное решение проблем реституции, но все-таки очередной шаг к обнародованию "перемещенных ценностей". От нас участвуют ГМИИ, Эрмитаж, Исторический музей, от немцев государственные музеи Берлина. Глядишь, так и минует эпоха, когда "каждый день обиды множит".
Дмитрий Смолев
"Игра в карты"
Спектакль Большого театра.
Музыка Игорь Стравинский.
Хореограф Алексей Ратманский.
Художник Игорь Чапурин.
17, 18 марта, 19.00
В феврале 1935 года Джордж Баланчин и Игорь Стравинский встретились в одном из нью-йоркских ресторанов. Результатом обеда стал заказ балета, известного как "Игра в карты". Действие авторы расписали с математической точностью: "Три сдачи королевского покера, сыгранного в полном согласии с правилами... Вступление к каждой сдаче предваряет тасовку карт. Остальным элементам карточной игры пассам, ставкам соответствуют танцевальные ансамбли, сольные вариации и финалы". Хореограф московской "Игры в карты" Алексей Ратманский, приступая к работе, заявил: "Мы не картежники" и поставил то, что называется бессюжетным балетом.
В один вечер с "Игрой...", номинированной на "Золотую маску", можно будет увидеть "Кармен-сюиту" БизеЩедрина. В спектакле, возобновленном Альберто Алонсо к 80-летию Майи Плисецкой, станцуют нынешние Карменситы Галина Степаненко и Мария Александрова.
"Золушка", "Русские сезоны"
Спектакли Новосибирского театра оперы и балета
на Новой сцене Большого театра
19, 21 марта, 19.00
Полновечерняя "Золушка" (19 марта) и одноактные "Русские сезоны" (21 марта) представлены к наградам "Золотой маски". Балет Сергея Прокофьева Кирилл Симонов поставил по собственному либретто. На бал Золушка отправится на белом крылатом единороге. Заколдует невесту без приданого гувернантка, впавшая в легкое безумие от внутренних противоречий. Алла Сигалова в "Русских сезонах" обошлась без сюжетных наворотов. Сочинение на музыку Леонида Десятникова представлено просто и с достоинством: "Балет для скрипки, сопрано, струнного оркестра и семи танцовщиков".
Светлана Наборщикова
Реквием Верди
Гастроли новосибирских оркестра и хора под управлением Теодора Курентзиса
Большой зал консерватории, 20 марта, 19.00
Приезды в Москву двух молодых камерных новосибирских коллективов, основанных маэстро Теодором Курентзисом, оркестра Musica Aeterna и хора New Siberan Singers уже входят в разряд модных событий. До сих пор они демонстрировали нам, как бодро можно исполнять старинную музыку на жильных струнах. Теперь они покажут, что и не совсем старинную музыку (все-таки Верди это всего лишь XIX век) тоже можно на них исполнять. Вперые в России вердиевский Реквием будет сыгран по недавно изданной, свежевыверенной партитуре, над которой трудились ученые Чикагского университета. Главная цель, которую преследует маэстро Курентзис, забыть про то, что Верди всю жизнь писал оперы, отменить внешнюю театральщину и поверить, что его Реквием вполне себе духовная музыка. В подмогу новосибирцам приглашены московские аборигены сходных взглядов оркестр Александра Рудина Musica viva и консерваторский хор Бориса Тевлина. Солисты главное сопрано Театра Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава, бас Евгений Никитин из Мариинки и два импортных барочных специалиста: немецкое контральто Биргит Реммер и итальянско-немецкий тенор Роберто Сакка.
Зураб Соткилава
Концерт в честь 70-летия певца в Большом театре
Большой театр, 20 марта, 19.00
Прежде чем стать тенором, Зураб Соткилава безуспешно пытался освоить скрипку, виолончель и фортепиано, с заметно большим успехом футбол (он играл в сухумском "Динамо"), но потом услышал по радио пение Марио дель Монако, и это решило судьбу одного из самых звучных отечественных певцов старшего поколения. Он закончил Тбилисскую консерваторию, стажировался в Италии, а в начале 70-х дебютировал в Большом театре, где ему теперь устраивают юбилейный вечер. Набор предполагаемых поздравляющих, в том числе многообещающей молодежи, впечатляет. Сложно даже представить, как все они уместятся в одном концерте. Из легенд имеются Елена Образцова и Маквала Касрашвили. Аккомпанировать будут оркестр Большого театра под управлением Павла Клиничева и незаменимый концертмейстер Важа Чачава.
Екатерина Бирюкова