Партийная конкурентоспособность
Даже если бы секретарь ЦК КПРФ И.И. Мельников специально не обращал внимания прессы на сравнительные расходы ЕР, СР и КПРФ на избирательную кампанию, эти цифры без подсказки должны были бы привлечь внимание, поскольку они демонстрируют сильную разницу в КПД. Считая по консолидированному (т.е. по всей стране) количеству мандатов, ЕР получила 60% мандатов, официально издержав на это 600 млн руб., СР - 11,5%, потратив 500 млн, а КПРФ - 12,5% мандатов за 25 млн руб.
Разумеется, в борьбе за мандаты не все решается деньгами - есть и другие факторы, равно как и нельзя исходить из простой линейной зависимости по формуле "рубль/мандат". Всякий инженер знает, что при улучшении технических показателей, после того, как они достигли известного уровня, издержки начинают расти нелинейно. Тем не менее сличение результатов СР и КПРФ не может не потрясать душу, поскольку тут мы имеем двадцатикратное различие в кампанейских расходах, причем КПРФ тем не менее сумела обойти СР. Последняя по итогам выборов может претендовать лишь на звание третьей ноги.
Это примерно как пенсионер на "Запорожце" с легкостью обходит начальника, едущего в могучем членовозе. Разница в расходе горючего, а равно и в технических возможностях примерно такова. Это может говорить о бодрости пенсионера, но уже о высочайшем качестве "Запорожца" - и Шумахер-де от такого болида не отказался бы - это вряд ли говорит, и главный вывод здесь не столько абсолютный, сколько относительный. Если двадцатикратно больший расход ГСМ не помогает, то какова же должна быть конструкция членовоза и каков КПД. А равно и команда.
Собственно, секрет коммунистического триумфа прост до крайности - "Работайте, работайте, Бога не забывайте". Все те пятнадцать лет, что прошли с тех пор, как Г.А. Зюганов из руин КПСС сколотил КПРФ, партия (приятно это нам или неприятно, другой вопрос) постоянно занимается партийной деятельностью, т.е. все время работает с массами и в рамках закона домогается власти, проводя кампании, донося свою позицию по всем насущным вопросам etc. КПРФ (такая уж у нас страна парадоксов) оказалась едва ли не единственной политической партией в буржуазно-демократическом понимании этого слова - и должна же когда-нибудь ее буржазно-демократическая сущность получить заслуженное вознаграждение. Что же до административного ресурса, неистовой денежной накачки, то даже не в долгосрочной, но всего лишь в среднесрочной перспективе все это - прах перед избирателем. Чему нас и учит Коммунистическая партия.
Однако успех (пусть не столь убедительный, как у КПРФ) двух других старых партий - ЛДПР и СПС склоняет еще к одному выводу. Теперь уже уходящий от нас А.А. Вешняков долго углублял и формировал избирательное законодательство на предмет установления все новых фильтров и цензов для желающих баллотироваться, мотивируя это заботой об избирателях, которых иначе замучают сорок сороков диванных партий. Проверять, проверять и еще раз проверять на предмет наличия партячеек и отсутствия мертвых душ. Выборы же показали, что самая лучшая проверка - это сами выборы. Поскольку они предполагают уличную агитацию, пикетирование, работу штабов, наблюдение в избиркомах - и для всего нужны люди. На одних наймитах - уж они-то пронаблюдают и проагитируют - не выедешь, нужны настоящие, а не бумажные партийцы. Но тогда партия-фантом, нарисовавшая себе несметное войско на заднике декорации, - чем она будет на выборах воевать? У КПРФ, ЛДПР и СПС было худо-бедно чем воевать, они кое-чего и достигли. Если воевать нечем, партия сама благополучно провалится - для чего тут циковская цензура?