Банки полюбили обычного клиента
С недавних пор банки один за другим стали заявлять о смене приоритета в корпоративном бизнесе. Теперь для банкиров главный и самый любимый клиент - не крупнейшие холдинги и корпорации, а предприятия среднего бизнеса. Так какой же золотой дождь теперь обещают таким компаниям банкиры?
Смена ориентации
Собственно ничего удивительного в заявлении банков (даже очень крупных) нет. По словам банкиров, рынок крупного корпоративного бизнеса уже поделен между финансово-промышленными группами. Конкуренция за таких заемщиков все более ужесточается. К тому же известные корпорации все активнее привлекают ресурсы через IPO, замещая более дешевыми деньгами кредиты банков. "Банки не выдерживают конкуренции между собой и более дешевым фондовым рынком и вынуждены искать альтернативные источники размещения средств", - признает директор департамента малого и среднего бизнеса Импэксбанка Александр Машир.
По данным экспертов, в 2006 году размер кредитов, выданных крупным предприятиям России, достиг почти $140 млрд, физическим лицам - $40 млрд. А совокупный объем кредитов среднему и малому бизнесу не превысил $6 млрд. Таким образом, на рынках обслуживания крупных корпоративных клиентов и потребительского кредитования сложился высокий уровень конкуренции, что приводит к снижению маржи при возрастающих рисках.
По признанию вице-президента Газ-промбанка Сергея Шмыгова, процентная маржа в среднем клиентском сегменте составляет от 3 до 6%. "Если сравнивать ставки и риски в крупном корпоративном кредитовании с аналогичными показателями в кредитовании среднего и малого бизнеса, то на фоне незначительного увеличения риска (1-2% невозврата в малом бизнесе и 0,5% в корпоративном) явно просматривается существенно более высокий уровень процентных ставок (16-20% по сравнению с 11-14% соответственно), - отмечает директор департамента корпоративного бизнеса Русь-банка Светлана Кулагина. - Ставки по кредитованию среднего и малого бизнеса сейчас аналогичны ставкам в потребительском кредитовании. В то же время риски кредитования среднего и малого бизнеса по сравнению с потребительскими кредитами существенно ниже".
Что же касается малого бизнеса, то до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю. "Таким образом, средний бизнес сегодня - это наиболее многочисленная, стабильная и активно развивающаяся категория корпоративных клиентов, и большинство банков сегодня стремятся работать именно в этом направлении", - резюмирует зампредправления банка "Северный морской путь" Максим Егунов. Вот вам и ответ на вопрос: "Почему банки так внезапно и массово полюбили средний бизнес?"
Зеленый свет
Что это означает для среднего бизнеса, какие изменения в обслуживании средних предприятий сейчас происходят и будут происходить в дальнейшем? Удешевление ресурсов, повышение доступности и качества банковских услуг, отвечают банкиры. "Увеличивается количество банков, предлагающих различные виды и схемы кредитования среднего бизнеса, - утверждает начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса Международного московского банка (ММБ) Александра Бугаева. - Так как возрастает конкуренция, условия кредитования изменяются в выгодную для заемщика сторону: растут сроки кредитования, снижаются процентные ставки, смягчаются требования к потенциальным заемщикам и обеспечению". "Возможность обслуживания в крупнейших отечественных банках означает для среднего бизнеса доступ к первоклассным банковским технологиям, продуктам и инструментам", - добавляет старший вице-президент Международного промышленного банка (МПБ) Николай Боголепов. По словам банкира, условия финансирования среднего бизнеса теперь максимально близки к условиям, которые предлагаются крупнейшим корпоративным клиентам. "В настоящее время любой компании, независимо от размера, предоставляются все виды кредитных продуктов, которые ранее были доступны только крупному корпоративному бизнесу: от овердрафтов и кредитных линий до гарантий", - соглашается начальник отдела клиентского развития управления кредитования малого и среднего бизнеса Московского кредитного банка (МКБ) Евгений Ельский.
Выбор того или иного способа финансирования ограничен только потребностью компании. По словам банкиров, теперь среднему бизнесу доступны и более дешевое зарубежное финансирование, и привлечение средств с фондового рынка. "Они получили доступ к международным финансовым инструментам, облигациям, даже думают об IPO", - отмечает начальник департамента кредитных операций Инвестторгбанка Сергей Лягин.
Шаги навстречу
Свое желание активнее сотрудничать со средним бизнесом банкиры подкрепляют конкретными делами. Например, Газ-промбанк сейчас инвестирует средства в оптимизацию бизнес-процессов (скоринг, разработка стандартных программ кредитования), развитие сети продаж и инфраструктуру (открытие новых дополнительных офисов в г. Москве и филиалов), расширение продуктового ряда для средних корпоративных клиентов. "В 2006 году структура департамента по работе с корпоративными клиентами была коренным образом перестроена. В ходе реорганизации были созданы новые штатные единицы - бизнес-центры, в которые структурно вошли дополнительные офисы банка, - рассказывает замдиректора бизнес-центра Промсвязьбанка Андрей Баранов. - Основной целевой аудиторией при реорганизации являлись организации именно среднего сегмента. В настоящее время в департаменте развития корпоративной клиентуры банка запланировано проведение классификации отраслей экономики и формирование отраслевых подразделений, сотрудники которых будут на высоком профессиональном уровне владеть всеми правилами постановки бизнеса определенного сегмента рынка, знать все "подводные камни", что позволит еще эффективнее решать задачи, поставленные перед банком его клиентами".
И уже пошли изменения в условиях кредитования среднего бизнеса. Например, в ММБ сегодня любое работающее предприятие, даже пока еще не являющееся нашим клиентом, может получить кредит до миллиона рублей без обеспечения. "В целях увеличения объемов кредитования мы постепенно смягчаем требования к потенциальным заемщикам и обеспечению (изменились коэффициенты покрытия, применяемые к обеспечению), ведем работу по унификации механизма принятия решений", - перечисляют в ММБ. В МКБ появились программы кредитования без обеспечения на сумму до 450 тыс. руб., ссуды на приобретение основных средств. "Перечень необходимых документов максимально упрощен, а по некоторым кредитам (сумма до 1 500 000 руб.) сведен к минимуму, - рассказывают в МКБ. - В качестве обеспечения банк принимает практически все: от товаров на складах до недвижимости; сроки кредитования увеличены до 5 лет. В ближайшее время планируется сокращение срока рассмотрения заявки по кредитам на сумму до 1,5 млн руб., а также проведение акции с компаниями - партнерами по кредитованию на покупку оборудования по сниженным процентным ставкам".
В Газпромбанке снижена минимальная сумма рассматриваемого кредита, разработана методика рейтингования, сокращается время рассмотрения кредитных заявок. Инвестторгбанк снизил ставки, упростил и ускорил процедуру получения кредита. "Стройкредит" также снизил ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса, увеличил максимальные суммы выдачи, а также срок кредитования до 3 лет. На самом деле проще назвать банк, не изменивший условия кредитования среднего бизнеса, чем перечислить все нововведения. Поскольку смягчение условий кредитования таких предприятий приняло действительно массовый характер.
Примеры из жизни
Банковское финансирование помогает "средним" предприятиям существенно увеличить доходы и объемы бизнеса. Тому есть масса примеров. Так, в "Стройкредит" год назад обратилось предприятие, занимающееся производством и поставкой в крупные сетевые магазины некоего товара. Вопрос стоял в нехватке оборотных средств для выполнения заключенных контрактов с "сетевиками", что было связано со значительной отсрочкой платежа за поставленный товар. Нами клиенту было предложено факторинговое обслуживание, при котором клиент получает финансирование сразу после поставки товара своим потребителям. Благодаря сотрудничеству с банком клиент получил оборотные средства, что позволило ему за год увеличить объем продаж в три раза. "Кредиты на пополнение оборотных средств помогают компании более правильно строить свои взаимоотношения с поставщиками - нет необходимости просить об отсрочке платежа, - рассказывают в МКБ. - Например, компания (одна из наших клиентов) благодаря таким кредитам увеличила свой ежемесячный оборот за полтора года с 10 до 40 млн рублей. Постоянно пользуясь кредитами, компания оплачивала весь приобретаемый товар сразу, что позволяло получать значительные скидки от поставщиков и тем самым увеличить ассортимент и снизить цены по сравнению со своими конкурентами".
По словам банкиров, кредиты помогают предприятиям покрыть разрывы в платежном обороте, приобрести необходимые оборотные средства и тем самым обеспечить непрерывный процесс производства, который и является гарантией успешного развития предприятия и роста объемов бизнеса. "Известны случаи, когда за период банковского финансирования наблюдался большой рост кредитуемой компании, валюта баланса увеличивалась в разы, и данная компания, если исходить из наших же параметров, уже могла быть перенесена из разряда средних в крупные", - утверждают в ММБ.