Февраль 1917-го - есть ли повод для праздника?
Если бы история страны пошла по другому сценарию, день 12 марта мог бы быть государственным праздником. 90 лет назад, 12 марта 1917 года (27 февраля по юлианскому календарю), в России началась Февральская революция. Император отрекся, власть отошла к Временному правительству, а страна начала готовиться к первым демократическим выборам - в Учредительное собрание.
Но у истории нелады с сослагательным наклонением. Учредительное собрание прозаседало недолго, вместо буржуазной республики был построен СССР, а вместо всенародного торжества в понедельник прошел лишь "круглый стол" "Февральская революция 1917 года: уроки истории". На нем политики и политологи делились друг с другом мнениями о событиях 90-летней давности.
Аналогия Февральской революции и тремя днями августа 1991-го напрашивается сама. Не слишком популярный в народе руководитель, невеселое положение с продовольствием и в обоих случаях почти бескровная смена власти. Однако директор Института научной информации РАН Юрий Пивоваров считает, что "февраль 1917-го на перестройку не похож совершенно. Тогда Россия жила в условиях небывалой политической свободы". Свободно существовали политические партии, а Николай II был единственным в истории царем, на которого рисовались карикатуры и о котором рассказывали анекдоты. Бурно развивалась промышленность, а военные тяготы были несравнимы с трудностями остальных воюющих стран - конецформыначалоформыза три года войны в армию было призвано меньше 9% населения страны против 17% во Франции и Австро-Венгрии и целых 20% в Германии.
Отчего же случилась революция в том почти цветущем государстве? Народ просто не вынес испытания той войной, сходятся эксперты. А сразу после отречения царя не вынес и испытания свободой.
- В России в феврале 1917 года к власти пришли люди, которые никогда ни за что не отвечали, - считает политолог Андраник Мигранян. - Дореволюционная интеллигенция - это особый класс общества, который склонен к абстрактному теоретизированию, но совершенно не склонен к конкретной работе.
- Вряд ли Февральская революция когда-нибудь станет праздником, - считает депутат Госдумы Константин Затулин, - особенно если вспомнить события, которые начались после нее. Катаклизмы вообще праздновать не стоит.
Нет у революции конца. Даже у Февральской
Спустя 90 лет после свержения в России самодержавия наша страна по-прежнему расколота. По данным социологической компании "Башкирова и партнеры", если бы революция произошла сегодня, то сторонников провозглашенного в феврале 1917 года либерального пути развития оказалось бы всего на 2 десятых процента больше, чем желающих "все отнять и поделить". Всего в схватке этих двух сил готова принять участие половина населения страны. Но монархисты проиграли бы и в наши дня - на сторону царской власти встали бы всего 17% современных россиян.