Венский взгляд на Пермский музей
Каким должен быть музей XXI века? Какая конкретная задача будет поставлена перед теми архитекторами, что решатся участвовать в международном конкурсе проектов музейного комплекса в Перми? Над этими вопросами до сих пор "ломают голову" не только наши искусствоведы и сотрудники галереи, но и специалисты Московского Центра современной архитектуры. Прецедент состоит в привлечении к строительству "светил" — ведущих архитекторов и музеологов. Механизм может быть запущен полностью только после того, как организаторы конкурса решат, что же они конкретно хотят получить от архитекторов.
За помощью решили обратиться к консультанту по культуре в Вене, автору многочисленных музейных концепций Дитеру Богнеру. Имея огромный опыт в проектировании музеев и тем паче в преобразовании традиционных выставочных пространств в "супермодерновые", Богнер привез в наш город свое видение будущей Пермской галереи. Само собой она должна стать местом постоянного притяжения посетителей. А это сегодня возможно только при одном условии — создании постоянного диалога между посетителями, экспозицией и искусствоведами. "Музей XXI века должен быть средством массовой информации", — говорит австрийский консультант.
По его мнению, он должен не столько представлять искусство, сколько посредством экспонатов и смены экспозиций, нести конкретную информацию. То есть помимо постоянных выставок, в музее должны проходить сборные тематические экспозиции. Шедевры искусства, хранящиеся в фондах и выставленные в залах, должны находиться в постоянном движении. Последнее будет осуществляться за счет смены тем и направлений. Господин Богнер предлагает постоянно менять позиции игроков. Игроки — экспонаты, экскурсоводы и зрители. Принцип — игра в шахматы. Такое постоянное обновление и составление комбинаций, безусловно, требует от архитекторов создания соответствующих пространств. "Музей — это не то место, где можно получить только информацию о прошлом. Это должно быть тем местом, в котором можно узнать что-то о прошлом, но касающееся уже нашего времени, — говорит Богарт. — Я считаю, что музей должен быть не просто местом, которое посещают, а он должен стать местом коммуникаций, где идет обмен мнениями и обмен информацией с посетителями". На сегодняшний момент уже сформирован состав жюри международного конкурса архитекторов. По словам Ирины Коробьиной, директора Центра современной архитектуры, в него вошли самые авторитетные люди, имеющие мировое признание. Среди них — Питер Цунтер из Швейцарии, Михаил Пиотровский (директор Эрмитажа), Питер Нойвер — директор австрийского музея и другие выдающиеся личности. Окончательный вариант концепции, по словам Ирины Коробьиной, будет готов примерно через три недели, а затем после ее утверждения и адаптации к российским законам будет дан официальный старт конкурсу.
При этом сумма гонорара победителю — автору будущего музея Перми составляет 9 млн рублей. Всего в смету на строительство комплекса площадью 16 тыс. квадратных метров заложена сумма в 600 млн рублей.