Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова назвала карикатурой на демократию помилование Хантера Байдена
Армия
Бойцы разведгруппы лишили ВСУ пути снабжения на курском направлении
Мир
Матвиенко указала на принятый командой Трампа сигнал от испытания «Орешника»
Армия
Минобороны сообщило о 15 уничтоженных БПЛА над тремя регионами России
Мир
СМИ сообщили о нехватке сил у ВСУ и просьбе Зеленского об увеличении помощи
Мир
ЦИК Румынии сообщил о семи партиях в парламенте после обработки 97% голосов
Армия
МО показало кадры уничтожения неразорвавшихся снарядов ВСУ в Курской области
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» сорвали подвоз снабжения подразделений ВСУ
Мир
Байден помиловал своего сына Хантера по двум уголовным делам
Мир
Решится ли Европа отправить войска на Украину. Разбор
Происшествия
Летевший из Томска борт Azur Air вынужденно сел в Новосибирске из-за неисправности
Армия
Минобороны показало кадры уничтожения дроном пикапа ВСУ в Харьковской области
Наука и техника
Площадь неплодородных земель в мире превысила площадь Антарктиды
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал об удерживании в ТЦК на протяжении четырех дней
Армия
Российский офицер рассказал о потерях ВСУ в Курской области
Армия
ВС России нанесли поражение ВСУ в 11 населенных пунктах Курской области
Мир
Полиция Австралии перехватила крупнейшую в истории страны партию кокаина
Экономика
Названы самые высокооплачиваемые вакансии декабря в России

Не бей летящего

Ясно, что такой фильм обречен на то, чтобы вызывать оценки только крайние. По мнению поклонников, он философский, печальный и поэтичный. Уже возник культ "Фонтана" в интернете. По мнению противников - претенциозный и пафосный. Еще не видя фильм, я был скорее за сторонников - просто потому, что не люблю слова "претенциозный": его часто употребляют, чтобы с порога отвергнуть все более или менее непопсовое. Но противников больше - в том числе и в нашей критике.
0
Так новаторски режиссер Даррен Аронофски представляет себе космолеты будущего
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вышел "Фонтан" Даррена Аронофски, в конце 1990-х заработавшего репутацию культового режиссера фильмами "Число пи" и "Реквием по мечте". Фильм вымучивался лет шесть — столь долго, что главные роли вместо Брэда Питта и Кейт Бланшетт сыграли Хью Джекмен и Рейчел Уайц. После прошлогодней премьеры на фестивале в Венеции он расколол критиков на горячих сторонников и ярых противников.

О чем это. В "Фонтане", который претендовал бы на "Оскар" за самый красивый фильм года (если бы такие присуждались), переплетаются три времени: XVI век, современность и век вроде бы XXVI. Короче, охват — тысячелетие. В XVI веке герой Джекмена — испанский конкистадор, которого Уайц (тут она королева Изабелла, с которой у него духовная связь) отправляет к майя, чтобы обнаружить древо жизни, дарующее бессмертие. В современности он — ученый, ищущий средство от рака, от которого погибает его жена — та же, понятно, Уайц. Она, как постепенно выясняется, и сочиняет роман под названием "Фонтан" про древо жизни и конкистадора. В XXVI веке он — космический путешественник, летящий на сферическом корабле (внутри прозрачной сферы — кусок природы с высохшим древом жизни) куда-то вглубь Галактики. Вроде бы туда, где, по преданиям майя, обитают души умерших. Летящий, чтобы навеки соединиться с любимой и познать тайны тайн. Можно понять так, что это тот самый ученый, который в современности искал средство против рака и, вероятно, нашел, сумев таким образом найти средство против смерти вообще.

"Можно понять", потому что расшифровано в фильме не все. "Фонтан" — редкий фильм, перед просмотром которого зрителям желательно раздавать краткий синопсис. Или хотя бы рекламные листовки, в которых будет написано про три времени фильма и их главных героев. Тогда зрители будут с ходу въезжать в происходящее — им будет интереснее. Естественно, бывали в истории фильмы и посложнее. "Фонтан" — не "Сталкер" и не "В прошлом году в Мариенбаде". Но понятно, что на красивый фильм с голливудскими звездами и публика пойдет другая — не обязательно подготовленная.

Что в этом хорошего. Сложности. Каждый типичный писатель однажды сочиняет книгу своей жизни. Даррен Аронофски, в чем честно признается, желал снять фильм своей жизни — даром что ему нет и сорока. По аналогии со старыми песнями о главном можно сказать, что "Фонтан" — фильм о самом преглавном. Его темы — смерть, мечты о бессмертии, поиски смысла бытия. Дилемма, которой фильм задается по поводу смерти: является ли она одновременно рождением новой жизни или же просто болезнью, которую можно научиться лечить? При этом герои стремятся к бессмертию прежде всего ради вечной любви.

Ясно, что такой фильм обречен на то, чтобы вызывать оценки только крайние. По мнению поклонников, он философский, печальный и поэтичный. Уже возник культ "Фонтана" в интернете. По мнению противников — претенциозный и пафосный. Еще не видя фильм, я был скорее за сторонников — просто потому, что не люблю слова "претенциозный": его часто употребляют, чтобы с порога отвергнуть все более или менее непопсовое. Но противников больше — в том числе и в нашей критике. Среди отзывов на фильм встречаются и откровенные фельетоны. Странно, что никто до сих не использовал эффектные заголовки "Заткни фонтан", "Дай отдохнуть и фонтану".

Все же кажется странным: стоит какому-то режиссеру покуситься на глобальные темы, как он тут же становится объектом насмешек. Вчера он всем нравился — сегодня про него пишут: "Чего полез, дурак, в Кастанеды и Кубрики!" Ему не прощают того, что запросто прощают незамысловатым кинодеятелям. Главная претензия к "Фонтану" — отсутствие юмора и излишняя серьезность. А что, о смерти и бессмертии надо обязательно говорить с прибаутками?

Возможно, наиболее правильный подход к фильму такой: не надо воспринимать его слишком умозрительно, пытаясь извлечь из него стройную теорию бытия и выискивая нелепости. Лучше, придя в зал, отдаться этакой медитации. В этом случае удовольствие гарантировано. Тем более что в отличие от большинства других серьезных фильмов "Фонтан" — короткий.

Ударный эпизод. Вы сильно удивитесь, увидев, чем закончится попытка конкистадора испить соков древа жизни — в этот момент в фильме многое прояснится и закольцуется.

Официальный слоган фильма. Один человек. Одна цель. Одна тысяча лет.

Наш вариант рекламного слогана. Древо жизни — не обязательно древо твоей личной жизни.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир