Желание поймать медведя
Ко всему-то молодец человек привыкает, а потому очередной всплеск активности Ю.М. Лужкова остался без особого внимания, хотя драматургия всплеска была такова, как будто кто-то намеренно комедию положений сочинял. Потребовав от Минфина РФ субсидию на капремонт столичного жилфонда в размере $6 млрд (2/3 от ремонтной сметы в 256 млрд руб.), поскольку больше нигде такие деньги изыскать невозможно, Ю.М. Лужков тут же отбыл в Крым, где объявил, что город (т. е. Лужков) намерен инвестировать сумму порядка $3 млрд в развитие тамошней курортной инфраструктуры. И попутно, чтобы инфраструктура лучше инвестировалась, в очередной раз высказал ряд суждений о статусе Крыма, не очень понравившихся Киеву, который считает Крым неотъемлемой частью Украины.
Напоминать Ю.М. Лужкову, что средства города (причем города с весьма запущенной инфраструктурой и ЖКХ) - это не его личные деньги, которые куда хочу, туда и размещу, довольно бессмысленно. Из истории мы знаем, что такой размах местных правителей лечился лишь направленным против этих правителей союзом горожан и королевской власти. Поскольку горожанам это безразлично (иначе не избирали бы из раза в раз несравненную Мосгордуму) и королевской власти безразлично тоже (иных забот хватает), никакой управы на это дело не будет. Но размах, простирающийся еще и на внешние дела, терпеть все-таки труднее. В рамках приятно-неопределенных отношений с Украиной времен Л.М. Кравчука и Л.Д. Кучмы агитпоездки в Крым были еще туда-сюда. Сегодня, когда к русско-украинским отношениям подключились и другие игроки, и правила игры стали сложнее, и ставки выше. Лезть туда с грацией московского правительства вряд ли продуктивно. Не говоря уже о том, что во внешних делах наличествует не только своя, но и чужая воля. Если горожанам и кремлевско-королевской власти нет охоты выяснять отношения с крепким хозяйственником, то у Киева такая охота может быть. Нашим привычным "управы нет" киевские власти совсем не обязательно будут руководствоваться.
Но зацикленность на Крыме демонстрирует еще и дефицит системного мышления, с которым, впрочем, и в столичном хозяйстве большого профицита не наблюдается. Да, Крыма жалко, с этим никто спорить не будет. Но представим себе чудо: под сильным давлением (а иначе с какой радости?) Киев, сжав зубы, отдает полуостров.
Дальше выясняются две вещи. Если в историческом, культурном, этнографическом отношении Крым, возможно, и не является органической частью Украины, то в смысле инфраструктурном он ею вполне является. Железные и шоссейные дороги идут на Украину, связь с Россией - только одна нитка через Керченский пролив. Вода и электричество - с Украины. Как и чем в случае чего питать возвращенный полуостров? Но товаропотоки, энергия и даже вода - это еще полбеды. Когда в начале 90-х в Москве увлеченно решали вопрос о власти, всем было не до окраин, и на том произросла чеченская проблема. В Киеве вопрос о власти решается не первый год, и тоже очень увлеченно, а крымскотатарская проблема между тем растет день за днем. Если не Чечня, то Косово там вызревает на глазах. Что с этим делать, не знают по-хорошему ни в Киеве, ни уж тем более в Москве. Если разжигать спор о Крыме, то может рвануть еще быстрее, а последствия детонации отзовутся уже не Киеву, а Москве.
Есть старинный анекдот: "Я медведя поймал. - Так веди его сюда. - Не идет. - Тогда иди сам. - Не пускает". Являемое столичным начальством желание поймать медведя не может не восхищать своим героизмом. Возможно, впрочем, предполагается, что последствия поимки медведя будет, как водится, расхлебывать кто-то другой.