Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов: "Рабочая сила должна быть иностранной и временной"
- Статьи
- Общество
- Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов: "Рабочая сила должна быть иностранной и временной"
Москва в силу своих особенностей всегда имела собственный взгляд на то, как следует регулировать трудовую миграцию. Критика федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" звучала и в мэрии, и в Мосгордуме задолго до его вступления в силу. Что не устраивает столичную власть и какие пути решения вопроса она предлагает, корреспонденту "Москвы" Ксении Величко рассказал депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов.
вопрос: Раз уж трудовая миграция - такая головная боль для города, может быть, власти стоит заняться "оптимизацией" местных трудовых ресурсов? К тому же рождаемость растет, значит, скоро проблема решится сама собой.
ответ: Мигранты нам нужны, как хлеб. И никаких споров здесь быть не может. Нынешние меры по поднятию рождаемости дадут результаты лет через 20 лет. Но женщины, рожающие детей в Российской Федерации, делают это не для того, чтобы они потом работали на конвейере, на вредном производстве, в тяжелых ус-ловиях и за копейки. Они рожают их для высшего образования, для чистой, ува-жаемой и высокооплачиваемой работы. И в Москве, и в Новосибирске, и в Урюпинске женщины согласны рожать только средний класс. Поэтому на дешевую и неквалифицированную работу будут идти узбеки, таджики, молдаване - люди из соседних стран, где высокая безработица и низкий уровень жизни.
в: Но мы видим, к каким эксцессам привело попустительство трудовой миграции, например, во Франции.
о: По социальному развитию мы отстаем от Европы лет на 40-50, на два поколения. Мы переживаем то, что происходило в Европе в 50-60-е годы. Они шли первыми и совершили много ошибок. Преимущество догоняющей страны - учитывая чужие ошибки, избрать оптимальный путь. Кроме того, мы сегодня движемся по пути реформ. И потребность в гастарбайтерах у нас выше, чем в западных странах в аналогичный период. К тому же у них тогда была безработица, а у нас, в Москве во всяком случае, она фактически нулевая. И никогда москвича вы не заставите пойти на низкооплачиваемую, грязную работу.
в: Значит, стоит вернуться к системе набора по лимиту из депрессивных районов России.
о: Категорически нет. 60% москвичей - выходцы в первом и втором поколении из малых городов и деревень России. Мы обескровили эти города. Мы, крупные города, виноваты в том, что они сегод-ня вымирают. Все самое толковое, энергичное, разумное мы высасывали, как пы-лесосом. Вернуться к той практике - значит окончательно убить эти города. Рабо-чая сила должна быть иностранной и временной.
в: Но здесь примешивается национальный вопрос.
о: Он почему-то сильно волнует наших с вами сограждан. Откуда это появилось, со-вершенно непонятно. Видимо, у нас перепутались понятия "патриотизм" и "национальное государство". Эти вещи нужно категорически пресекать. Все наши скинхеды, "добрыни никитичи", "ой ты гой еси добры молодцы" должны понимать, что своими маршами они промаршируют до Сибири.
в: Как вы относитесь к новому федеральному законодательству, которое позволя-ет гастарбайтерам самим получать разрешения на работу и, таким образом, вый-ти из тени?
о: Поняли наконец, что мы не можем ре-гулировать трудовую миграцию, и реши-ли хотя бы посчитать число мигрантов. Вот и все. Это не политика, а отсутствие политики.
в: А что нужно делать?
о: Нужна система организованных наборов рабочей силы. Нужно выявить, какова потребность в рабочей силе у нашей страны - количественно и качественно. Нужно со-трудничать с профсоюзами. Нужно подписать конвенцию Международной организации труда (МОТ) - она до сих пор не ратифицирована. Тогда мы сможем открывать в соседних странах бюро по набору рабочей силы для России. Кроме того, нужно дать регионам больше свободы в регулировании трудовой миграции. Зачем это забрали на федеральный уровень? Разве Москва и Алтайский край - одно и то же? В социальной и экономической сфере регионы должны сами выбирать пути, развивать свои возможности, исходя из региональных особенностей. То, что, как фактически предусматривается федеральным законодательством, у Хабаровского края и Москвы одни и те же особенности регулирования трудовых процессов - ни в какие воро-та не лезет.
в: В чем особенности регулирования трудовых процессов в Москве?
о: Москва - гигантский город с высокой культурой, имеющий громадное количество мест для неквалифицированной рабочей силы. И для рабочей силы особого качества - конвейерных рабочих, водителей "скорой помощи" и городского транспорта, для работников метрополитена и т.д. На эти работы москвичи не идут, даже за хорошую зарплату. А гастарбайтеры - пожалуйста.
в: Но разве это нормально, что водитель общественного транспорта после рабочих нагрузок ночует в съемной квартире на десятерых?
о: Вот мы и перешли к главному. Оргнабор предполагает создание условий для гастарбайтеров. Они должны иметь не только рабочие места, но и нормальные жизненные условия - комфортабельные общежития, например. Приезжать на работу нужно вахтовым методом. С семьей - в исключительных случаях. В этом состоит главное отличие от системы набора лимитчиков. Те приезжали с семьями с расчетом на то, что рано или поздно им дадут квартиру. Это было крепостное право, которое приводило к появлению новых москвичей. Они ходили по дворам в халатах и лузгали семечки, а внуки их уже стеснялись. Нам нужен организованный набор временных рабочих. Человек еще на родине подписывает контракт с бюро МОТ. Приехав в Москву, он заключает трудовой договор с работодателем, вступает в профсоюз, встает на налоговый учет. И становится нормальным человеком, "первого сорта". Наиболее энергичные и способные сумеют заработать много денег, купят жилье, натурализуются - мы снимем самые сливки. А остальные - мобильная сила, которая, отработав в Москве, с деньгами вернется на родину к семье. Потом, если захочет, этот человек приедет к нам снова, и не обязательно в Москву - в бюро ему могут предложить другой город. И всякий раз, возвращаясь домой, он будет приносить с собой русскую культуру, русское влияние. Эти люди станут нашим лобби.
в: В Москве вакантны не только неквалифицированные рабочие места. Сможет ли миграция решить проблему нехватки врачей, медицинских сестер, среднего технического персонала?
о: Конечно, если правильно наладить де-ло. Врач из Молдавии едет сюда и устраивается кем попало - маляром, продавцом. У него просто нет информации о том, что для его квалификации в Москве есть рабочие места.
в: А как вы относитесь к тому, что временная регистрация для иностранцев упрощена - достаточно просто заявить о месте жительства?
о: Старая система давала возможность хотя бы частично отследить реальную ситуацию: кто приехал, где живет. Теперь, при уведомительном характере регистрации, иностранец получает легальную "ксиву", в которой может содержаться ложная информация. В Москве, по моей оценке, сегодня около миллиона легальных и нелегальных гастарбайтеров. В Московской области вдвое больше, и почти все нелегальные. Это стихия. Если мы и дальше будем полагаться на стихию, мы получим гигантские проблемы. Сложатся этнические анклавы, межнациональные конфликты примут массовый характер. Наконец, появится невиданное пока для нас явление: безработица среди мигрантов. Люди будут ехать к нам большим потоком, работу найдут не все из них, но на родину они не вернутся. Опустятся, превратятся в бомжей. Если мы не хотим этого допустить, федеральная власть должна отказаться от части полномочий в этой сфере в пользу регионов. А пока что новый унифицированный закон для одних хороший, для других никакой, а для третьих, включая Москву, плохой.