Так закалялось ЦРУ
В прокат вышел один из самых громких фильмов последних месяцев - "Ложное искушение", в оригинале The Good Shepherd, т.е. "Добрый пастырь". Это вторая режиссерская работа суперстара Роберта Де Ниро. Но если первый фильм Де Ниро - "Бронксская история" - был типичным для мэтров воспоминанием о юности на злых улицах, то этот второй - нежданен-негаданен. Он про внутреннюю жизнь ЦРУ.
О чем это. О том, как появилось ЦРУ, и о серьезном проигрыше этой организации, уступившей советским спецслужбам в дни Карибского кризиса в апреле 1961-го - когда СССР попытался разместить ракеты на Кубе. История высокого чина ЦРУ, который был выпускником высоколобого Йельского университета, но со студенческих лет, с 1939 года оказался вовлеченным в тайные общества. Сначала стал кем-то вроде масона - членом давнего секретного общества Йельского университета "Череп и кости", созданного в XIX веке для того, чтобы оберегать интересы президента США. Затем, когда началась Вторая мировая, был рекрутирован в американскую разведку и, оставив молодую беременную жену, шесть лет закулисно служил Америке в Лондоне и Берлине. А потом стал одним из тех избранных, кто и строил ЦРУ. История героя постоянно перебивается событиями 1961 года: ЦРУ - едва ли не в агонии, все подозревают друг в друге предателей, а герой при помощи техников-подмастерьев пытается разгадать, какое скрытое послание содержит в себе кинопленка с записью некой постельной сцены, подброшенная ему неизвестно кем.
Давно замечено, что большим актерам, метнувшимся в режиссуру, проще других режиссеров зазвать в свой фильм известных коллег. "Джон, сыграешь у меня в эпизоде? - Конечно, Роберт!". У фильма суперзвездный состав: Джон Туртурро, Джо Пеши, Тимоти Хаттон, Уильям Хёрт, Майкл Гамбон, сам Де Ниро, Алек Болдуин и др. Жену главного героя, с которой у него из-за спецслужебных забот не сложилось, изобразила Анджелина Джоли. Самого его собирался сыграть Ди Каприо, но съемки не раз откладывались и не вписались в его график. В итоге сыграл Мэтт Деймон, которого начинаешь воспринимать как этакого заместителя Ди Каприо.
Что в этом хорошего. Фильм любопытен даже с точки зрения информационной. Изумляет уже то, что у истоков ЦРУ стояли не кто-нибудь, а представители элиты, в основном выпускники Йельского университета. Впрочем, кому другому было и стоять - они создавали организацию, призванную отстаивать интересы страны, в которой играют первые роли. Но Де Ниро идея об изначальной элитарности и даже корпоративности ЦРУ (где все, по идее, должны были поддерживать друг друга - как обычно поддерживают в Америке выпускники одних и тех же престижных вузов) нужна для того, чтобы выразить гораздо более парадоксальную мысль. Она вот какая: работа в спецслужбах губительна для их сотрудников, их близких и даже случайных любовников-любовниц. Название "Ложное искушение", данное фильму нашими прокатчиками, вполне правомерно. Он о том, что попасть в разведчики - наибольшее несчастье, какое только может случиться с человеком.
Никакой йельской корпоративности. Разведчики - самые одинокие люди на свете, потому что никому ничего не могут доверить: всегда на всякий случай надо предполагать, что твой коллега и вчерашний сокурсник - "крот", чужой шпион, двойной агент. Как говорится в фильме: "Когда у тебя есть твоя страна, у тебя не может быть ни единого друга". Ладно, все подозревают друг друга, особенно в условиях кризисов типа Карибского, когда действительно кто-то выдал врагу - СССР секретные планы. Но по фильму выходит так, что едва ли не главная забота организаций типа ЦРУ - борьба не с врагом, а со своими же. Ее главная цель - уберечь своих от любых случайных связей. За своими следят как не следят за врагом. Едва ты, соблюдая конспирацию, устроил единственное свидание с любовницей, как фотографии уже услужливо подброшены твоей жене. И это еще хороший вариант. Плохой - когда свои, боясь, что сотрудник разведки сболтнул в постели любовницы лишнее, спешат нанести превентивный удар. И попросту убирают - либо любовницу, либо самого сотрудника. При этом, если опять-таки верить фильму, натуральных шпионов и "кротов" в ЦРУ часто не распознавали.
Сложности. Де Ниро решил сыграть в настоящего режиссера, и фильм запутан чуточку сильнее, чем надо бы. Почти все эпизоды - короткие, но лиц - десятки, действие мечется по временам и странам, и не всегда сходу понимаешь: что именно происходит и кто в какую игру играет.
Ударный эпизод. Жестокое "внутреннее убийство" - по аналогии с "внутренним расследованием" - наставника главного героя, у которого, по чьему-то высочайшему заключению, появилось слишком много опасных связей.
Наш вариант рекламного слогана. Бей своих, чтоб свои же боялись.