Студент и февралисты
Если проиндексировать цитаты из Лермонтова, употребляемые в политическом контексте, первое место с большим отрывом займет "Немытая Россия, страна рабов, страна господ". А равно и "мундиры голубые". Что умываться можно бы и тщательнее - кто бы спорил, тема голубых мундиров сегодня тоже весьма актуальна. Огорчительно лишь, что в этом индексе скорее всего потеряется где-то на задах предсказание, сделанное студентом Лермонтовым в 1830 г. и спустя восемьдесят семь лет сбывшееся во всей точности: "Настанет год, России черный год,// Когда царей корона упадет;// Забудет чернь к ним прежнюю любовь,// И пища многих будет смерть и кровь".
Возможно, дело здесь в том, что шестнадцатилетний юноша на века вперед посрамил умудренных годами и опытом партикулярных мужей, которые в феврале 17-го с упоением приветствовали сбывшуюся вековую мечту русской интеллигенции - самовластие пало, восстал народ, великий, могучий, свободный, и Россия уверенно идет путем передовых европейских наций. Что совсем на подходе - в считанных месяцах - предсказанное cтудентом, "Когда детей, когда невинных жен// Низвергнутый не защитит закон", "И станет глад сей бедный край терзать", "И зарево окрасит волны рек", того никто в упор не видел. Что до кадетско-социалистической (а другой в те времена считай, что не было) общественности 1917 г., то Бог им судья, тем более что ходившие с красными бантами деятели "величайшей в истории мирной бескровной революции" расплатились за свою эйфорию в самом лучшем для них случае вечным изгнанием. А бывали еще и случаи не самые лучшие. Но ведь апологию февралю произносят и сегодня, имея, в отличие от Милюкова, возможность узнать, как оно потом бывает. В этом случае, собравшись пропагандировать бархатную (она же - великая бескровная) революцию: "выведем на улицу 50 000 человек, и режим тут же рухнет", про старинные предсказания и про то, как они сбываются, лучше не вспоминать.
Тем более что феврализм, т.е. идеология мирной бескровной революции, которая обрушивает прогнивший режим, после чего страна выходит на магистральный путь мировой цивилизации, - это не такая мелочь, от которой можно легко отказаться, оставаясь при этом западником-освободителем. Ведь надо же на что-то отечественной истории опираться. Если нынешний режим - это то, что подлежит обрушению, прежний ельцинский причастен к появлению нынешнего, да и сам был немногим лучше, коммунистический тоже был плох, а царский - так и вообще тысячелетнее рабство, от которого все наши беды вплоть до сего дня, если вся русская история - сплошное уголовное дело, в этом случае не очень ясно, великие ли приятности произойдут, когда 50 000 человек обрушат режим. Почему при такой кредитной истории уголовные дела более не будут совершаться, а в человецех настанет благоволение? Куда удобнее иметь путеводный пример, показывающий, что кроме тысячелетнего рабства бывали и прорывы к свободе, хотя бы даже и неудачно заканчивающиеся. Положим, февраль 1917-го и август 1991-го (ставимые и освободителями, и охранителями в один ряд) не в полной мере ознаменовали собой европейский путь развития - но можно допустить, что третий подход к снаряду будет более удачным.
Некоторая проблема здесь в том, что вслух говорить о благотворности грядущего нового февраля можно лишь благодаря тому, что режимы Б.Н. Ельцина и В.В. Путина оказались столь нехорошими в смысле идеальной свободы февральского образца. Ельцин, обойдясь без стадии террора, как-то удержал ситуацию, переведя Россию в режим разнузданного термидора (тоже не подарочек, но по сравнению с 17-м и последующими годами - майский день, именины сердца), затем настал нынешний недобонапартизм - тоже не венец творения, но до энтузиастических 30-х гг. XX века очень далеко. Нынешние умеренное (у иных - неумеренное) обогащение и умеренное чирикание стали возможными лишь благодаря тому, что революционный порыв был быстро пригашен и Россия не стала самой свободной страной мира, которой она по всем объективным оценкам была весной 1917 г. Если в отличие от 1917 г. после 1991 г. российскую телегу чудом удалось удержать в миллиметре от пропасти, то не всякому доступен такой вывод из этого, что Бог троицу любит и февральский опыт с телегой надо повторять - благо и М.Ю. Лермонтов о том стих сочинил.