Апофеоз "Стены"
Впервые в своей практике Третьяковская галерея проведет предаукционный показ. Впрочем, его с полным правом можно назвать и крупным культурным событием. В начале марта на всеобщее обозрение будет выставлена картина Василия Верещагина "Стена Соломона", которую в середине апреля ожидают нью-йоркские торги Christie's.
Художника Верещагина у нас знают - но, как выясняется, недостаточно хорошо. Даже специалисты видели полотно "Стена Соломона" только в репродукциях: больше ста лет оно хранилось в музее Университета Беркли в США. Да и в принципе никаких картин из "Палестинской серии" Верещагина в России нет, имеется только несколько этюдов. Здесь сыграли роль обстоятельства биографии: уже с середины 1870-х годов у знаменитого баталиста возникла конфронтация с властью. Обвиненный в антипатриотизме, он даже уничтожил два своих полотна на тему туркестанской войны, после чего предпочел жить вдали от родины.
Покоя, впрочем, ему это не принесло. Евангельские сюжеты, за которые тогда принялся Верещагин, подверглись в Европе обвинениям в святотатстве из-за дотошности этнографических деталей. Так что "Стена Соломона" (или "Стена Плача"), написанная им в парижской студии, стала, возможно, следствием травли. Формально это всего лишь пейзаж, отголосок натурного впечатления - фрагмент древней Стены с толпами молящихся. Однако неистовый Верещагин наверняка вкладывал в работу и иной смысл, кроме изображения восточной экзотики.
Работы из "Палестинской серии" вскоре разошлись по Европе и Штатам, где проходило верещагинское турне. В частности, "Стену Соломона" приобрела американская меценатка Фебе Хёрст для подопечного университета. На вырученные средства художник вернулся в Россию, чтобы через несколько лет погибнуть вместе с экипажем корабля "Петропавловск", подорвавшегося на японской мине. Таким он у нас и запомнился - военно-художественным репортером, мастером батальных сцен и дерзким пацифистом, обличающим "Апофеоз войны". Хотя в мире он ценится и как отменный живописец и тончайший колорист. Недолгая возможность убедиться в этом появится вскоре у посетителей Третьяковки.
Президент европейского отделения Christie's Йохан Пуллканен: "В 1891 году "Стена Соломона" была продана за 2500 долларов"
Договариваться о показе картины в Москву приезжал г-н Йохан Пуллканен. С ним встретился корреспондент "Известий" Дмитрий Смолев.
вопрос: Для чего "Стена Соломона" приехала в Москву и почему площадкой выбрана Третьяковская галерея?
ответ: Эту картину, написанную в 1880-е годы, можно смело называть шедевром. Мы решили, что важно показать полотно именно в Третьяковской галерее, которая служит символом российских культурных ценностей. Эта акция своего рода дань уважения художнику и вашим художественным традициям. Мы собираемся и впредь привозить сюда значительные произведения русского искусства, которые обретаются в разных концах света. И не только русского. Думаю, что прошлогодний приезд в Москву картины Пикассо только начало подобной программы.
в: В случае с Верещагиным вы рассчитываете на "русские деньги"?
о: Не обязательно. Верещагин художник мирового масштаба. Достаточно вспомнить, что в 1891 году "Стена Соломона" была продана на аукционе в Америке за 2500 долларов колоссальную по тем временам сумму. Я совершенно уверен, что в следующем веке Верещагин будет восприниматься в числе величайших "старых мастеров". Так что покупателем может стать кто угодно, но, говоря о русских коллекционерах, надо отметить, что они образуют самую новую и, пожалуй, самую влиятельную группу на этом рынке.
в: А каким образом картина из университетского музея попала на аукцион?
о: Мы ведь не только проводим аукционы, но и занимаемся арт-консалтингом. Музей университета Беркли обратился к нам с просьбой произвести оценку полотна. Им необходимы средства для развития музея. Наша предварительная оценка составляет от 3 до 5 миллионов долларов, но я предполагаю, что продажа может побить абсолютный рекорд стоимости русской живописи. (Действующий рекорд составляет 2696 тыс. фунтов стерлингов, или около 5300 тыс. долларов, за картину "Русская пастораль" Константина Сомова. "Известия".)
в: К слову, о ценовых рекордах: вы не считаете, что погоня за ними ведет к искажению реальной картины арт-рынка?
о: Вообще-то последний пик рынка приходился на конец 1980-х. Сейчас цены выше, но если пересчитать курсы валют, то говорить о новом скачке не приходится. Сегодня мы не гонимся за рекордами как таковыми, у нас другая философия. Суммы приватных сделок часто превосходят результаты публичных торгов. Нам важнее общие показатели и новые для нас рынки: Ближний Восток, Китай, Индия и Россия. А погоня за единичными рекордами лишь признак тщеславия.