Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Ленинград" в блокаде

Первый канал начал показ четырехсерийного фильма "Ленинград", который уже назвали блокадным блокбастером. Режиссер Александр Буравский снимал его три зимы подряд.В новейшей российской истории это первый полномасштабный фильм о блокаде. У "Ленинграда" две версии — российская и западная, англоязычная. Американский продюсер картины Дэвид Гамбург сравнивает блокаду с холокостом и считает, что на Западе фильм многим откроет глаза на то, что происходило в городе, опоясанном кольцом голода — бомбежки и артобстрелы, мизерные пайки хлеба.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Первый канал начал показ четырехсерийного фильма "Ленинград", который уже назвали блокадным блокбастером. Режиссер Александр Буравский снимал его три зимы подряд.

В новейшей российской истории это первый полномасштабный фильм о блокаде. У "Ленинграда" две версии — российская и западная, англоязычная. Американский продюсер картины Дэвид Гамбург сравнивает блокаду с холокостом и считает, что на Западе фильм многим откроет глаза на то, что происходило в городе, опоясанном кольцом голода — бомбежки и артобстрелы, мизерные пайки хлеба.

По словам режиссера и автора сценария Александра Буравского, хотя сюжетные линии подлинные, все же — это выдуманная история.

— Это самая страшная трагедия всей России начиная с Рюриков. Когда читал дневники ленинградцев, я, взрослый мужчины, плакал. Подумал, что молодежь мало знает о блокаде, поэтому в фильме нужен как бы взгляд со стороны — в нем задействованы западные звезды, а среди героев появилась англичанка, — объясняет он.

В фильме две главные героини. Корреспондента лондонской "Дейли Телеграф" играет американская актриса Мира Сорвино (обладательница "Оскара" за роль второго плана в "Великой Афродите" Вуди Аллена), милиционершу Нину Цветкову — Ольга Сутулова. В Россию голливудская звезда приехала с месячным ребенком, няней, собачкой и книгой "Сталинград".

— Естественно, меня  волновал вопрос, как я выгляжу, — рассказывает Ольга Сутулова. — Нельзя было играть эту роль "откормленной", с прической и маникюром. Длинные волосы мне пришлось сбрить. Моей героине некогда думать о внешности, к тому же в блокаду были вши. Мыть-то голову было нечем, поэтому все и стриглись.

Глядя на решительную Сутулову, Миро Сорвино тоже решила похудеть. Но режиссер фильма остановил порыв кормящей матери. Даже придумал объяснение: ее героиня только что прилетела в Ленинград из-за границы, поэтому не обязана быть изможденной.
Фильм снят прежде всего для молодых.

— Для меня блокада — то, что фашисты начали и на что коммунисты повелись, — средневековая страница двадцатого века. Ужаснее этого уже ничего нет и не будет, — говорит Михаил Ефремов (в фильме — начальник отделения милиции).

— Был в Белграде во время военных событий, началась бомбежка. Ощущение, что гром и землетрясение одновременно. В страхе присел на корточки — что же я, дурак, здесь делаю? А потом привык. Наверное, генетический опыт помог. А вообще нужно снова возвращаться к войне — то страдание недооценено. И блокада для кого-то не такая уж трагедия, жертвы ее якобы страдали только от тоталитаризма. Надо этот вопрос закрыть художественными произведениями, которые и восстановят истину, — полагает Александр Баширов, исполнитель роли фарцовщика Косого.

Создатели и участники фильма, по их словам, работали подробно, с оглядкой на правду истории. Кадры с лютым морозом иногда снимались в оттепели, когда под ногами хлюпало, так что в кадре кружит искусственный снег. Не просто было вписаться в современный петербургский пейзаж — показать общие планы темного города, с заклеенными крест-накрест окнами. Хватало сложностей и с тишиной: когда снимали сцену из декабря 41-го, вдруг поблизости залаяла собака — а к тому времени в блокадном городе всех их съели.

Комментарии
Прямой эфир