Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Юрист рассказал об особенностях федеральных и региональных соцдоплат к пенсии
Авто
Автомобили с пробегом в РФ подорожали впервые за девять месяцев
Мир
В США предрекли сложности для Зеленского с получением новых кредитов
Мир
В Грузии назвали бессмысленным решение США ввести санкции против страны
Общество
В Подмосковье возбудили дело в отношении трех молодых людей за похищение сверстника
Общество
Глава Владимирской области сообщил о возгораниях после падения дронов ВСУ
Общество
ГД внесла поправки в законопроект о зачислении иноагентами доходов на спецсчета
Мир
Орбан заявил о сохранении надежды на обмен пленными между РФ и Украиной
Армия
Андрей Иванаев назначен командующим группировкой войск «Восток»
Общество
В Москве анонсировали запуск беспилотного трамвая в конце 2025 года
Общество
Замначальника администрации кладбищ Ижевска задержан за получение взяток
Мир
В «Грузинской мечте» оценили ситуацию в стране перед выборами
Авто
Changan улучшила лифтбэк Uni-V для России
Общество
Дело о нападении пантеры на ребенка в Ангарске закрыли в связи с примирением сторон
Пресс-релизы
12 декабря прошла XXIX церемония вручения премии «Золотой граммофон»
Общество
Экс-глава банка БКФ Миримская обжаловала свой 19-летний приговор
Спорт
Путин поздравил российских пловцов с блестящим выступлением на ЧМ по плаванию
Общество
Путин помиловал четырех осужденных женщин из Курской области

"Туалетная война". Слив изнутри

Прошлогодний объединительный матч за титул шахматного чемпиона мира между Владимиром Крамником и Веселином Топаловым давно уже вышел за рамки обычного спортивного события. Грандиозный "туалетный скандал", разразившийся в Элисте, сначала едва не сорвал поединок, а затем привлек к нему колоссальный интерес во всем мире. Он не ослабевает до сих пор, причем версии тех событий подаются уже не только на языке фактов, но и в художественно-публицистическом изложении.
0
Веселин Топалов, уступивший россиянину Владимиру Крамнику (фото reuters)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Прошлогодний объединительный матч за титул шахматного чемпиона мира между Владимиром Крамником и Веселином Топаловым давно уже вышел за рамки обычного спортивного события. Грандиозный "туалетный скандал", разразившийся в Элисте, сначала едва не сорвал поединок, а затем привлек к нему колоссальный интерес во всем мире. Он не ослабевает до сих пор, причем версии тех событий подаются уже не только на языке фактов, но и в художественно-публицистическом изложении.

В конце января в Софии состоялась презентация книги "Туалетная война: шахматная драма в 13 действиях". Ее автором стал журналист Живко Гинчев, являвшийся пресс-атташе болгарской делегации в Элисте. Разумеется, все события изложены в ней весьма вольно, однако книга позволяет взглянуть на поединок изнутри. "Известия" получили эксклюзивное право на публикацию отдельных глав. Публикуемые сегодня фрагменты повествуют о кульминации "туалетного скандала", когда 30 сентября прошлого года матч в Элисте был прерван. Напомним, что Топалов требовал запретить Крамнику пользоваться индивидуальной комнатой отдыха, а российский гроссмейстер настаивал на переигровке пятой партии матча, в которой ему было засчитано поражение из-за неявки.

"Я не хочу уйти от здесь"

В последний день сентября рано утром пришло письмо от главного судьи. Он предлагал Илюмжинову воспользоваться своим правом отложить шестую партию. И Кирсан счел за лучшее так и поступить. Ему нужно было время.

- Он звонит, приглашает нас в 12 часов на переговоры, - сказал Менеджер.

- Я со скуки начал писать стихи, - улыбнулся Генерал. - Хочешь послушать?

Он принял патетическую позу и продекламировал стихи на русском языке, которые в следующие дни обойдут русские газеты, а некоторые даже припишут их Игроку:

Хороший город Элиста.

Калмыкия - страна чудес.

Я не хочу уйти от здесь.

- Если партии и дальше будут откладывать, я, наверное, когда вернусь в Болгарию, смогу издать сборник стихов, - сказал он.

Через час Менеджера снова вызвали в 15-й коттедж Сити-Чесс. До полуночи он побывал там еще трижды.

- Москва не остановится ни перед чем, - сказал он, когда мы поздно вечером сели ужинать.

- Это как? - спросил Парень и налил полюбившейся нам всем водки "Парламент".

- Ведь Илюмжинов целиком поддерживает решение Апелляционного комитета, - припомнил я.

- Да, но ты сам понимаешь, над каждым есть начальник, - ответил Менеджер. - А его непосредственный начальник - Александр Жуков (вице-премьер правительства России, президент Федерации шахмат России. - "Известия"). В этом году, за несколько месяцев до выборов президента ФИДЕ в Турине, он поставил Кирсану ультиматум - или ты организуешь матч Топалов-Крамник в России, или мы не выдвинем твою кандидатуру на самый высокий пост в ФИДЕ. Кирсан оказался между молотом и наковальней, обратился к нам за содействием и многократно нас просил принять приглашение на матч. С одной стороны, мы знали, что нас ждет в России, если мы согласимся на матч, но второй вариант был еще хуже - президентом стал бы или Карпов, или Бесел Кок. Надо отдать должное Кирсану. Он талантливый политик. Если бы не русский шовинизм и его калмыцкая внешность, Кирсан мог бы стать министром иностранных дел России.

"Кремлю придется это пережить"

Потом Менеджер дал интервью болгарским журналистам.

вопрос: Состоится ли матч?

ответ: Должен состояться - это приказ высших политических кругов России. Матч нужно провести любой ценой, иначе имиджу России будет нанесен урон.

в: Сколько времени продолжались переговоры ночью?

о: Довольно долго. Мы решили вопрос с туалетами. Мы оставим Крамнику этот туалет, которому он стольким обязан. Но его осмотрят наши люди. И комнаты менять не будут. У Крамника будет та, что побольше. Пусть гуляет сколько хочет. Но теперь мы будем прослушивать, что он там делает.

в: Как вы считаете, у Крамника могут быть проблемы со здоровьем?

о: Нет, я знаю его вот уже двадцать лет. Он утверждает, что во время партии ходит в туалет по тридцать раз то по одной, то по другой надобности. Но наши команды вместе летели на самолете из Москвы. Два часа мы провели в воздухе и три часа ездили по Элисте. За пять часов он ни разу не отлучился в туалет.

в: Наверное, во время партии он испытывал напряжение и чувствовал себя иначе.

о: Какое бы ни было напряжение, можно сходить десять-пятнадцать раз, но не тридцать. Когда человек выходит из туалета, он моет руки, делает характерные движения. Он этого не делает, это видно на видеозаписи. Внутри есть демонстрационное табло, на котором отражается ход партии. Он что делает? Говорит сам с собою и смотрит на него, смотрит. Ему приходит что-то в голову, он уходит в туалет, через минуту выходит. Снова посмотрит и снова пойдет в туалет.

- Как проверка, нашли что-нибудь? - спросил я тем временем у Парня.

- Скачаем фотографии - сам увидишь, - ответил он. - В потолке нашли компьютерный кабель.

Меня как будто сшибла электричка на глухом полустанке:

- Ты шутишь, да?

- Сейчас увидишь, - сказал он и открыл файлы со снимками. - Видишь, что свисает - кабель для интернет-связи и передачи данных. Такой же есть и в другой комнате отдыха.

- Его второй конец выходит в здание правительства. У них горячая линия с игральным залом, - объяснил Генерал.

Около трех часов мы спорили, показывать ли снимки журналистам.

- И чего мы добьемся? - сказал Менеджер. - Мы всех обезглавим и останемся в одиночестве. Это будет означать конец матча. Я предлагаю сейчас ни о чем не говорить. У нас есть важный козырь. Кроме этого через моих друзей до меня доходят серьезные угрозы. В любой момент могут что-нибудь подстроить...

Снова зазвонил телефон. Кирсан вызывал Менеджера.

Через три часа тот вернулся заметно уставшим:

- Я говорил с Крамником и Кирсаном больше двух часов. Ситуация была безвыходная. Крамник хотел, чтобы матч продолжался при счете 3:1. А вот я был не согласен, и моим единственным желанием было спасти матч для многочисленных фанатов этой игры.

- Ну и?

- В этот момент Крамник сделал разумное предложение - прекратить матч и начать его заново в апреле 2007-го с результата 0:0. Снова в Элисте. Я согласился. Однако Кирсан твердо высказался против, объясняя это тем, что он уже истратил много денег и нет никаких гарантий, что в апреле все обойдется без скандалов. Мы снова зашли в тупик. Крамник ушел в полной уверенности, что приказ его патрона Жукова будет выполнен и матч продолжится при результате 3:1.

- И что было после того, как вы остались с Кирсаном наедине? - спросил Парень.

- Я сказал ему прямо в лицо, что, если он заявит про 3:1, завтра мы улетаем из Элисты правительственным самолетом. "Но вы подписали правительственный договор, - сказал Кирсан. - Вы должны его исполнять". "Да, - уточнил я, - мы подписали договор насчет матча с Крамником, а не с Крамником и компьютером в придачу. И, кроме того, спроси любого юриста: он скажет, что если мы опротестуем результат в суде, то выиграем его без всяких проблем, и ФИДЕ вынуждена будет заплатить нам серьезную неустойку". "Хорошо, - сказал Кирсан. - Подожди, нужно позвонить по нескольким телефонам, проверить".

Через пятнадцать минут он вернулся и с решительным видом сказал: "Швейцарские юристы подтвердили то, о чем ты говоришь. Выбора нет, я вынужден объявить счет 3:2, иначе ФИДЕ разорится. Я и Кремлю сообщил об этом, там тоже придется это пережить".

"Мы молчали. И молились. Святой Рите, разумеется"

- Предлагаю посмотреть Золотой храм, - сказал я Генералу.

Он вошел в роль гида, еще когда мы только подошли ко входу:

- Этот храм построен в рекордно короткие сроки - за девять месяцев 2005 года.

В главной зале нас встретила девятиметровая статуя Будды, самая высокая в Европе. Те части тела, что были на виду, - лицо, грудь, правая рука и плечо, были позолочены.

- Внутрь тела, согласно буддистским канонам, заложены свитки с молитвами, драгоценности, благовония, земля, взятая из всех районов республики, - объяснял Генерал.

В конце экскурсии нас ждало одно уже позабытое в Болгарии впечатление. Мы остановили такси - старую "Волгу". Я уселся на переднее место рядом с шофером. У меня было чувство, будто я председатель колхоза...

- Немедленно сообщи журналистам, - услышал я голос Менеджера в трубке. - Правительственному самолету не разрешают приземлиться в Элисте. Безо всяких мотивов. Днем позже отсюда вылетит Крамник. И Кирсан постоянно вылетает и прилетает. Не ездит же он каждый раз, когда ему надо лететь, в волгоградский аэропорт.

Что происходит в этой стране? Я не мог найти ответ даже для себя. А что же будет, если мы выиграем?

...Наступил день тай-брейка.

- Молись святой Рите, - сказал Менеджер. - Это богиня невозможного.

После этого он направился в туалет - второй раз за последние пятнадцать минут.

- Сколько можно, ты стал как Крамник, - пошутил я, когда он вернулся, но сразу понял, что это неуместно.

Мы молчали. И молились. Святой Рите, разумеется.

...Мы проиграли. И партию, и матч.

Русские разрешили самолету сесть в Элисте. И по крайней мере маленький повод для радости в тот вечер был.

P.S. Так уж сложилось, что накануне этой публикации в гостях у "Известий" побывал президент ФИДЕ, глава Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов. Мы не могли не спросить его об этой книге.

- Я читал отрывки, - сказал Илюмжинов. - На мой взгляд, граница откровенности в каждом случае может определяться исключительно воспитанностью человека. Запретить же что-то публиковать невозможно.

Полностью интервью с Кирсаном Илюмжиновым читайте в одном из ближайших номеров "Известий".

* * *

Действующие лица и исполнители

Поскольку сюжет книги фактически представляет собой детективную историю, ее автор представил реальных участников событий под следующими именами:

Игрок - Веселин Топалов;

Менеджер - Сильвио Данаилов;

Парень - Райчо Иванов, тренер Топалова по физической подготовке;

Генерал - имя прототипа автор не указывает. Обычно так в странах Восточной Европы называют высших чинов службы безопасности.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир