Недохрущев
После речей, произнесенных В.В. Путиным в Верхней Баварии, публика совсем забыла о речах, накануне произнесенных А.Л. Кудриным в Рурской области, в г. Эссене, на встрече министров финансов G8. Там Кудрин продолжил свою научную работу по долгосрочному прогнозированию, сообщив, что по ВВП на душу населения Россия догонит Германию в 2037 г., а Францию - еще раньше, в 2031 г.
До сих пор такой склонностью к прогнозам столь же оптимистичным, сколь и долгосрочным, отличался разве что Н.С. Хрущев, с подачи которого в 1961 г. XXII съезд КПСС принял программу, где сообщалось, что коммунизм будет построен к 1980 г., причем светлый образ коммунистического будущего детализировался конкретными цифровыми показателями. Премьер Хрущев, оказавшийся предтечей министра финансов Кудрина, подложил изрядную свинью своим преемникам, поскольку неточность прогнозов стала всем очевидной уже спустя несколько лет, но переписывать в 1966 г. Программу КПСС, принятую всего лишь пятью годами раньше, было бы неприличным соблазном.
С А.Л. Кудриным тут все-таки проще - его речи не являются Программой КПСС, и в случае чего сделать вид, что никаких речей не было, будет гораздо легче. Опять же Хрущев был менее прозорлив, провидя тьму грядущих времен лишь до 1980 г., но не далее. Взор министра видит не на 18, а на 30 лет вперед, что уже полностью эквивалентно истории про то, как Ходжа Насреддин на кудринской временной дистанции обещал научить ишака чтению Корана. В той разумной презумпции, что за это время кто-нибудь обязательно помрет - или падишах, или Насреддин, или ишак.
В хрущевских и кудринских выкладках есть, конечно, методологическое сродство. Что тот, что другой брали тот временной отрезок, где соотношение темпов роста СССР (РФ) и западных держав было к выгоде нашей страны, после чего линейно экстраполировали это соотношение на десятилетия вперед. Отсюда и буквальные совпадения. "Догоним и перегоним Америку". "Догоним и перегоним Германию". Разница лишь в том, что такая логика дилетанта для Хрущева была все-таки более извинительна - гимназиев не кончал.
Но дальнее сравнение Программы КПСС и Программы обгона Германии оказывается скорее к выгоде Хрущева. Программа КПСС все-таки строилась на прогнозе автономного развития экономики. Презюмируя высокую степень автаркии, еще как-то дозволительно строить линейные прогнозы. В случае с Эссенской программой ситуация иная. А.Л. Кудрин указал: "До сих пор мир кредитовал российскую экономику, теперь Россия кредитует мировую экономику", поэтому "Мы должны установить правила, которые гарантировали бы стабильное и надежное размещение этих средств".
Тут получается сбой логики. Сперва уже состоялось размещение средств, уже составлена долгосрочная стратегия по дальнейшему - на десятилетия вперед - размещению, уже произведены калькуляции насчет того, какую процентную жатву Россия будет собирать в 2046 г. После этого до стратега вдруг доходит, что надежность размещения весьма гадательна. Но тогда и ценность рассуждений насчет того, в каком году мы будем жить как в Париже, несколько снижается.
Речь не идет о том, чтобы Минфин подменял собой президента, МИД и МО в оценке перспектив мирового кризиса. Но как минимальное знание истории (представим себе, что кудринский прогноз на 30 лет является в 1900 г., да хоть и в 1980-м), так и наблюдение над текущей политикой могли бы подсказать, что когда прежний миропорядок обрушен, а новый не выстраивается, большая тряска очень вероятна, а безопасное размещение сокровищ относится к области мечтаний.