Жилое общение

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам на 2007 год в Красноярском крае установлен предельный 16%-ный индекс повышения оплаты жилищнокоммунальных услуг. Это означает, что с 1 февраля население региона получит новые платежки. Но, в свою очередь, из этого не вытекает, что везде цены ЖКХ поднимут на обозначенную ФСТ цифру. Москва только определила предельный потолок по сравнению с тарифами декабря 2006 года. Например, на 14% выросли цены на отопление, а подача воды подорожала на 15%.
Как заявил "Известиям" руководитель департамента жилищнокоммунальной политики администрации края, вице-губернатор Анатолий Тубольцев, специалисты его ведомства разработали рекомендации муниципалитетам, где верхний предел тарифов равен 15%, а нижний — 8%. Это, по мнению экспертов администрации, не позволит допустить социальной напряженности на территориях.
Тем не менее, как считают в жилищнокоммунальном департаменте, самой острой проблемой остается износ коммуникаций, или сетей отрасли. По словам заместителя главы края, в среднем 50–60% коммунальных сетей выработали свой ресурс, а в некоторых местах полному износу подверглись до 70% коммуникаций.
— Руководители районов и городов должны так работать с тарифами, чтобы включать туда инвестиционную составляющую на ремонт или замену сетей, но строго в рамках приказа Федеральной службы по тарифам, — отметил Анатолий Тубольцев.
К сожалению, так сложилось: экономика жилищнокоммунальной сферы начала переходить на цивилизованные стандарты едва ли не последней. Это, впрочем, объяснимо. Клиентами ЖКХ являются все россияне без исключения, и любые ценовые колебания могли использоваться и использовались иными политиками-популистами как средство борьбы за голоса избирателей на пути к власти. В свою очередь чиновники, отвечающие за состояние отрасли, опасались резких рывков и не спешили включать полный объем услуг в стоимость тарифа. Это примерно то же самое, как если бы мы, приходя в магазин, просили продавать нам хлеб без учета транспортных и энергетических затрат — ну так рубля за два. Нелепо, но именно такое и происходило в коммунальной сфере долгие годы.
Это привело к невеселому результату: сумма средств, требующаяся на капитальный ремонт коммуникаций, выросла в крае до 17 млрд 100 млн руб. (по сведениям общественных организаций промышленников и товаропроизводителей региона, общая величина необходимых затрат на обновление ЖКХ — около 100 млрд!). "В условиях постоянного недофинансирования никто не задумывался о последствиях", — подчеркивают в департаменте коммунальной политики.
— Мы должны обратить первоочередное внимание на замену и реконструкцию инженернокоммунальных сетей. На деньги, полученные путем грамотной тарифной политики, мы можем приобретать необходимые материалы — цемент, металлопрокат, трубы. Несколько лет назад стоимость обслуживания одной квартиры равнялась примерно 1 тыс. руб. Государство должно было оплачивать свою долю — 800 руб., население — 200 руб. Жилищные предприятия в лучшем случае получали 200–400 руб. от государства и плюс неплатежи населения. Сегодня при обслуживании за ту же сумму население платит 800 руб., государство — 200 руб. в виде субсидий. Мы должны понять — у предприятий ЖКХ деньги остались те же, — комментирует ситуацию Анатолий Тубольцев.
По словам чиновника, краевая администрация проводит текущий мониторинг ситуации и держит ее под контролем. Однако некоторые позиции по действующему законодательству отнесены к полномочиям муниципалитетов. Например, тариф на воду. Есть уже, к сожалению, примеры того, как этими рычагами иные главы территорий распоряжались не вполне обдуманно. При этом причиной такого хозяйствования мог быть даже не популизм, а обыкновенная неграмотность менеджера. Департаменту пришлось проводить в городах и районах Красноярского края семинары-совещания, чтобы научить чиновников и депутатов глубинки правильно распоряжаться собственными полномочиями в части ЖКХ. "Подавляющее большинство территорий прислушалось к нашим рекомендациям и осознанно подходит к проблемам отрасли", — сообщили нам в прессслужбе администрации.
Красноярский край на хорошем счету в части защиты населения от тарифного роста. По мнению вице-губернатора, мы возглавили список регионов, где субсидии малообеспеченным слоям населения наиболее высоки. Так, в краевом бюджете нынешнего года сумма субсидий составила 3,8 млрд руб., причем мы — по государственным требованиям — могли выделить только 1,2 млрд. Остальные деньги переведены на выплату субсидий по инициативе администрации края.
Выбор делается
В рамках реформы жилищнокоммунального хозяйства продолжается массовый выбор гражданами способа управления. Как заявил "Известиям" Анатолий Тубольцев, сегодня с выбором определились в 42,4% домов — главным образом, к слову, в сторону управляющих компаний. На 1 июля 2006 года этот показатель равнялся 2,2%. "Люди сами решат, сколько и как платить ресурсоснабжающей организации за поставки услуг, а та, в свою очередь, обязана оперативно реагировать на требования жильцов", — отметил глава жилищнокоммунального департамента.
Уже известно, что процесс выбора спокойно и ровно идет в новых и относительно новых домах, а вот там, где капитальный ремонт не проводился 25, 50 и даже больше лет, жители опасаются принимать на себя обязанности ремонтников… В администрации и муниципалитетах считают, что затраты на капремонт должна компенсировать Федерация, потому что политика износа "по умолчанию" была, строго говоря, государственной.