Намешано и закатано
Выходящие в четверг в прокат "Консервы" Егора Кончаловского надо обязательно высидеть до конца. Только последние полминуты позволяют понять, что ты смотрел не самое дурацкое кино на свете. И вообще, не боевик, а концептуальный фильм о современной России.
Если, поверив рекламам, вы заочно решите, будто "Консервы" - боевик, то сильно ошибетесь. Гонконгские фильмы с выстрелами и драками - вот они, боевики. "Убить Билла" - боевик. А "Консервы" - представитель редкого теперь жанра, который в позднем СССР окрестили "чернухой".
Скандальный журналист с лицом Марата Башарова, прежде писавший из Чечни, получает информацию о том, что один генерал, один депутат и один ученый-атомщик при поддержке продажной спецслужбы толкнули Осаме бен Ладену 5 (прописью: пять) бочек оружейного урана. Журналист пытается обнародовать информацию, но "оборотни в погонах" тут как тут. Его подло подставляют и отправляют на зону, где ночами страшно мочат - чтобы признался, где спрятал диск с опасной информацией. А то раньше, еще до зоны, не раскололи бы? Прямо-таки оборотни не в погонах, а в белых перчатках... Журналиста защищает бывший Герой России, ветеран чеченской войны, а ныне тоже зек с лицом Алексея Серебрякова. Он сидит из-за тех же оборотней, став разменной монетой в ходе той же самой гнусной аферы. Правда, ни журналист, ни ветеран об этом до поры не догадываются. В конце концов, обоим вместе с еще несколькими зеками удается сбежать.
Долгое время кажется, что от прежних фильмов Кончаловского-мл. "Консервы" отличаются идеологией. После "Антикиллера-2" Кончаловского можно было заподозрить в проимперских настроениях и оголтелой чеченофобии. Там про чеченцев говорят: "Это не люди, это мутанты". В "Консервах" же он, наоборот, продает Родину, изображая ее опасной для остального мира. Но не делайте преждевременных выводов. На самом деле "Консервы" - очень патриотическое кино.
Во-первых, оно показывает, что у нас много честных людей. Как и второй "Антикиллер", "Консервы" воздают особую дань - некоторые изумятся - полезному для общества союзу хороших ментов и воров в законе. В "Антикиллере" этот союз противостоял террористам и их пособникам. В "Консервах" - противостоит продажным. Журналиста-Башарова мочат на зоне отвратительный начальник лагеря и верные ему "ссучившиеся". Зато вор с лицом Сергея Шакурова (в фильмах Кончаловского Шакуров уже законный вор в законе) знает, что (цитата) "журналист сидит за политику по ментовской подставе". Кульминация фильма - жуткая резня между ворами и суками. Тут невольно ловишь себя на мысли: странная все-таки у примерного интеллигента Егора Кончаловского тяга к кровище.
Во-вторых, плохая спецслужба в фильме - непонятная спецслужба. Это как "другая кола" и "другой шампунь" в рекламах про правильную колу и позитивный шампунь. Зато ФСБ в фильме - спецслужба очень хорошая. (Тут невольно ловишь себя на мысли, что примерный интеллигент Егор Кончаловский знает, кого хвалить.) Именно ФСБ в итоге приходит к выводу, что плохие депутат и генералы скорешились с Осамой не только корысти ради. Что это был (цитата) "государственный заговор с целью дискредитации России в глазах мирового сообщества". Тут неувязка, ведь если речь о дискредитации, то генералы с депутатом сами должны были раструбить про уран и Осаму, а они тщательно скрывали факты.
Я вроде как ругал "Консервы", а сейчас начну вроде как хвалить. Никогда не выдаю сюжетные повороты, но тут придется. В финале выясняется, что персонажу-журналисту все привиделось. Выходит, что фильм-то - о паранойе. Которая свойственна и России в целом, и герою, и самому режиссеру Кончаловскому. О том, что мы зациклены на подозрениях и дурных предвидениях: наверху-де все продажные, правды нет и не будет. О том, что мы при этом, вопреки болезненным подозрениям, еще и болезненно патриотичны: уверены, что Запад с удовольствием примет любой негатив про Россию, потому что нас не любит. "Консервы", короче, про мешанину в наших головах. А мы-то весь фильм и не догадывались.