Губернаторы с краю

До конца января экс-глава Эвенкии Борис Золотарев расскажет общественности о своих политических планах, заявила на днях информационным агентствам руководитель прессслужбы администрации территории Майя Соколова. Что касается бывшего губернатора Таймыра Олега Бударгина, он "официально не сообщил о своих дальнейших планах работы", отметили в управлении общественных связей Думы Таймырского муниципального района. Из неофициальных источников известно, что им обоим поступили предложения как от финансовопромышленных групп, так и от федеральных государственных структур.
Пока точно можно сказать только одно. Ни тот, ни другой не пожелали остаться в Туре и Дудинке — как сообщил "Известиям" красноярский политолог Андрей Копытов, любая должность с 1 января в Эвенкии или на Таймыре стала бы для Золотарева и Бударгина понижением статуса. "Они достигли определенного уровня востребованности. Можно предположить, что их ждет заметный пост либо в региональных администрациях, либо в крупных компаниях", — отметил политолог. В свою очередь красноярский губернатор Александр Хлопонин в ноябре на брифинге говорил о том, что и Борис Николаевич, и Олег Михайлович относятся к элите управленцев и без хорошей работы не останутся.
Если взглянуть на биографию обоих политиков за последние шесть лет, выяснится любопытная закономерность. Золотарев не раз оказывался в центре громких скандалов — начиная от загадочных поджогов в Туре четыре года назад и заканчивая своим противодействием в 2003–2004 годах объединению края, а также громким задержанием в Греции. Правда, при этом ему даже "не опалило волосы" в деле ЮКОСа: в то время как все топменеджеры компании или сели, или эмигрировали, или вообще исчезли без следа, Борис Николаевич, если верить публичной информации, только раз побывал на допросе. Однако все это не помешало ему кардинально изменить жизнь в автономном округе. Он выстроил там современную схему управления территорией: отладил материальнотехническое снабжение так, что ни один поселок Эвенкии ни разу не замерз и не оголодал, провел всюду связь и Интернет, поставил экологически чистые котельные. И в целом, по многочисленным отзывам, оставил о себе у населения округа прекрасное впечатление.
Бударгин же за все время управления Таймыром ни разу не попадал в какую-либо неприятную историю. Иногда казалось, что автономией руководит компьютер — ни одного публичного сбоя или срыва, ни одного кадрового или финансового конфликта. Единственное, чем запомнился этот ньюсмейкер аудитории Красноярского края, — торжественными отчетами на тему объединения регионов или, например, столь же гладкой работой с финансовопромышленными группами.
А между тем дела на Таймыре шли далеко не так удачно, как в Эвенкии. Возможные денежные вливания в Ванкорский проект оказались частично перекрытыми из-за перемены схемы трубопровода (от севера к западу), в последнее время там разгорелся телевизионный скандал вокруг браконьеров и так далее. Впрочем, жители округа проводили Олега Михайловича достойно. Таймырская пресса писала: "Безусловно, все его запомнят по-разному. Для кого-то он останется первым серьезным политиком в истории города. Для кого-то — градоначальником, сумевшим вернуть Норильску былую славу, славу города-созидателя. Кто-то назовет главным свершением Бударгина то, что в городе открылись после реконструкции музей и два кинотеатра. Кто-то вспомнит ремонты в школах и детских садах. Кто-то запомнит Бударгина как инициатора и создателя информационного центра "Норильские новости"…
Из всего этого можно сделать только такой вывод: в отдаленных регионах сейчас самую важную роль играют не столько личные качества руководителя, сколько статус территории. Та же Эвенкия, рассматривавшаяся в свое время большим бизнесом как плацдарм власти, сегодня может немало потерять из-за того, что оказалась на плечах другого субъекта Федерации. А вот Таймыр, никогда, собственно, и не оставляемый "Норильским никелем" на произвол судьбы, получил преференции от бизнеса раньше и до сих пор остается на том же самом уровне. Следует предположить, что в Туре жить без Золотарева — во всяком случае первое время — будет немного хуже, а в Дудинке без Бударгина все останется по-прежнему. К слову, спикер Законодательного собрания Александр Усс в беседе с корреспондентом "Известий" отнес все вероятные проблемы бывших округов на 2009 год, когда федеральный центр завершит финансовые компенсации. "Но до этого срока край обязан изыскать механизмы возмещения затрат", — подчеркнул глава краевого парламента.
Камо грядеши?
Пресс-секретарь губернатора края Игорь Астапов, прокомментировавший по просьбе "Известий" ситуацию с бывшими коллегами Александра Хлопонина, отметил, что и Борис Золотарев, и Олег Бударгин внесены в кадровый резерв администрации президента. Он не подтвердил и не опроверг гуляющий в журналистских кругах слух о том, что еще летом Борису Николаевичу предлагали пост главы одной из небольших национальных территорий севера России. Но тот, как поговаривают, попросил доработать в Эвенкии до 2007 года. По некоторым данным, речь может идти либо о Бурятии, либо о Чукотке.