"Вы нам нужны не только как учитель!"
Как стать преподавателем, которого не только уважают, но и любят ученики? Что надо делать, чтобы на твои уроки шли с радостью? В чем секреты профессионального успеха? Обо всем этом "Известям" рассказали победители конкурса "Учитель года России - 2006".
Сергей Букинич,
учитель истории из Санкт-Петербурга:
"Мой "конек" - деловые игры"
Сергей Букинич, учитель истории питерской 116-й гимназии, вошел в пятерку победителей конкурса "Учитель года России — 2006", обогнав как минимум полсотни учителей.
вопрос: Самая сложная задача для учителя — заинтересовать учеников. У вас есть свои секреты?
ответ: Мой, если хотите, "конек" — это деловые игры. Мне импонирует изречение "вся жизнь — игра", так что процесс обучения облечен в игровую форму. Только не представляйте превратно, что Букиничу больше делать нечего и он в бирюльки играет! Я очень люблю метод брейнсторминга — мозгового штурма. Его суть в том, что ученик в считанное количество времени должен решить какую-то проблему. Причем решить ее можно и шутейным, фантастическим образом, находящимся за рамками рациональности. Идеи принимаются все, нельзя говорить "нет, ты знаешь, это совсем бред". Здесь заложено некое "расковывание" сознания, и когда это происходит, то возникают и идеи, имеющие непосредственное, практическое приложение.
в: А какие варианты предлагают ребята?
о: На одном из уроков нам с ребятами надо было решить, как следовало поступить Николаю II в октябре 1905 года, в разгар первой русской революции. Шутейным вариантом был совет отречься от престола и уйти в монастырь. Кстати говоря, зная религиозность Николая II, нельзя отрицать, что в этой идее был определенный здравый смысл. Но анализируя ситуацию, мы понимаем, что это, возможно, неплохой выход лично для Николая II, но не для всей страны. В итоге мы пришли к тому, что Николаю Александровичу необходимо было покаяться перед народом за события 9 января 1905 года.
в: Как вы справляетесь с трудными учениками, детьми из неблагополучных семей?
о: Гимназия № 116 — одна из лучших в Санкт-Петербурге и входит в пятерку школ, которые в этом году в рамках нацпроекта "Образование" получили полный комплект наград: грант для школы, для ученика и для учителя, то бишь меня. В этом заслуга всего учительского коллектива и талантливых, неординарных учеников. Так что наша школа не показатель, по которому можно судить обо всех болячках общества. Я, как классный руководитель, знаю, что курение сегодня — бич всех подростков. В нашей школе тоже курят, но тем не менее таких единицы, потому что здесь это не модно. Иногда в СМИ можно прочитать о вопиющих делах: о драках и даже сексуальном насилии, которые снимают в школах на телефонную видеокамеру. Наверное, я идеализирую нашу гимназию, но для меня она — некий оазис в непростом, бушующем мире.
в: Вы видите в этом заслугу учителей?
о: Я думаю, надо говорить не только об учителях, но и о родителях, и о самих детях. Да, у них есть свои проблемы. Но все познается в сравнении: наш троечник отличника из другой школы стоит. Последние семь лет мы держим первое место в районе по результатам различных олимпиад. Наша школа сильна и тем, что у нас достаточно бурная внешкольная жизнь. На базе нашей гимназии и Дворца творчества юных, бывшего Дворца пионеров, действуют тридцать два кружка.
в: Тридцать два? Я не ослышалась?
о: Да, причем бесплатных. Зарплату преподавателям перечисляет Дворец творчества. Эти занятия охватывают в основном начальную школу. Работают кружки лепки, мягкой игрушки, шахматный кружок. Даже оперная студия есть! Для старшеклассников у нас существует система дополнительной платной подготовки к единому госэкзамену. Наши выпускники заняли первое место в городе по результатам ЕГЭ по истории и второе — по русскому языку.
в: Что самое сложное в работе классного руководителя? Может, посоветуете, как общаться с подростками?
о: Если б я знал! Школа тем и уникальна, что не бывает механической, рутинной работы. Кому-то может показаться, что учитель изо дня в день твердит одно и то же, одни и те же приемчики использует. Но это невозможно! Как сейчас подросток говорит? "Ведь я же личность, индивидуальность". А эта личность требует особого подхода. Во всевозможных опросах ребята на первые места ставили такие качества учителя, как справедливость и квалификация.
Екатерина Уба,
учитель русского языка и литературы из Ульяновска:
"Классный руководитель - понятие круглосуточное"
Екатерина Уба в ульяновской гимназии № 33 не только учитель русского и литературы. Она еще и завуч. Гимназические учителя побаивались идти на конкурс, и тогда завуч решила показать пример. А потом вошла в азарт и стала учителем года.
— Для меня главное — чтобы на уроке возник диалог, что не так просто бывает на практике, — говорит Екатерина Уба. — Это моя философия, метод и принцип. Сократ не давал ответов на вопросы учеников, он заставлял их искать ответы. Сейчас существуют методики коммуникативной направленности, есть интересный методист Сергей Лавлинский, я внимательно знакомилась с его монографиями, но поняла, что главное — диалог: с учеником, с текстом, с автором. Ведь что мы делаем на уроке литературы? Мы задаем автору свои вопросы, а он нам отвечает. Я говорю ученикам, что никакая книга не попадает в руки просто так. Всякая случайность есть закономерность высшего порядка. Любая книга — ответ на то, что волнует тебя здесь и сейчас.
в: У вас есть какой-то свой педагогический прием?
о: Я не работаю, а проживаю каждый день. Я слушаю детей. Когда на конкурсе нас спросили: что ты умеешь делать такого, чего не умеет никто, я ответила: я умею приходить, когда зовут, и уходить, когда я лишняя. Умею слушать, когда кто-то хочет выговориться, и говорить, когда кто-то хочет меня слышать. Прощать, если кто-то меня обидел, и повиниться, если кого-то обидела я. Умею быть нужной. Это и есть мое педагогическое кредо. По глазам видно, когда ребенку нужна помощь.
в: А как вы справляетесь с тем, что дети сейчас не хотят читать?
о: Нельзя сказать, что читают все повально. Для кого-то это не составляет проблемы, он просто идет за мной. Кто-то привык читать в силу своей аккуратности, вошел во вкус. Кто-то мало читает по программе и много за ее пределами. Это тоже очень важно. Кто-то откровенно говорит: "Читать не люблю" — и мы с ним потихонечку движемся вперед. Могу заставить: завтра чтобы все прочитали! Но я уважаю их выбор. Уважаю их увлечения. Вот парень не любит читать, но погружен в программирование. Моя задача — сформировать на подсознательном уровне ощущение: открой книгу — и ты найдешь ответ. Чтобы он прочитал когда-то потом.
в: И что, помогает?
о: Было несколько случаев, когда через несколько лет после школы выпускницы говорили мне: знаете, я ведь прочитала "Обломова". Я все время стараюсь отвернуть их от слова "скучно". Трудно, тяжело — не приговор, это попытка, воля, мое усилие, я сам. А скучно — это приговор.
в: Как вы работаете с трудными подростками?
о: В нашей школе учатся не просто дети из благополучных семей, у этих детей талантливые и думающие родители. Моя любимая учительница когда-то сказала: преступники появляются оттого, что их в детстве мало любили. Вот я своих учеников люблю. И никогда не боюсь об этом сказать. Это не заигрывание, не панибратство, это очень важно человеку знать, что бы он ни сделал, как бы ни оступился.
в: Чем вы гордитесь как педагог?
о: Тем, что дети не боятся говорить мне правду. Им нет смысла лукавить и можно быть самим собой. Я приму каждого таким, какой он есть. И то, что ребята так себя ведут и так себя чувствуют, дорогого стоит.
в: У вас есть профессиональное ноу-хау?
о: В прошлом году мы штурмовали мотивационный этап урока: как создать ситуацию, чтобы у ребенка проснулся личный мотив к изучению этой темы. Звонили друг другу среди ночи: "Я придумал, как замотивировать на "Грозу" Островского!" У нас родилась целая теория мотивов. Есть внешний мотив: нужно написать сочинение. А есть вечный: "Вы в любовь с первого взгляда верите?" Кто ж промолчит!
в: Много времени проводите со своими учениками?
о: Ой, да мы живем с ними одной жизнью! У меня потрясающая семья. Они как-то раз и навсегда приняли, что я живу работой, там востребована и по-другому жить не могу. Мою маму знают все мои ученики и выпускники. Мой муж ходит с нами в походы: детей в охапку и вперед. И то, что дома мне не ставят никаких препон, позволяет мне отдаваться школе. Классный руководитель — понятие круглосуточное. Мой телефон открыт каждому. Есть вопрос — звони. Я не говорю, что это правильно, но так случилось. Зато под Новый год — сколько эсэмэсок, звонков и поздравлений!
Ольга Ковалева,
учитель русского языка и литературы из Тюмени:
"В классе должно быть ощущение дома"
Ольга Ковалева преподает русский язык и литературу в тюменской школе № 70. Своих первых учеников она учила десять лет, с первого класса, и выпустила в большую жизнь этой весной. Ольга Ковалева призналась "Известиям", что многому научилась у собственных учеников.
— Мне нравится фраза "Время запоминается словами", — говорит Ольга. — Может быть, поэтому мне пришла в голову идея создать со своими учениками три словаря — детства, подростка и выпускника. Дети вписывали в них слова, которые что-то значили в их жизни или о которых они хотели бы узнать. И в этих словах отражалось то, как они очень менялись. К выпускному вечеру мы сделали из них огромные альбомы, и кто-то назвал их книгой человеческих отношений.
в: А какие там были слова?
о: Ну, например, в Словаре детства — "голубые бобры", "золотой лук", "царапины". В Словаре подростка — "крашеные волосы", "проблемы". А когда они стали большими, важным стало другое: "любовь", "ответственность", "совесть", "время", "человек". Еще лепили гипсовые тарелочки и в центре писали слово. До сих пор у нас в классе висят главные слова: "Любовь", "Время" и "Солнце". Вообще это называется "портрет слова", идет от русской философии, от Флоренского.
в: Сколько времени вы тратите на свой класс?
о: С восьми утра до шести вечера, весь день, пока дети не уйдут из школы. А уходить они не хотят. Репетируют, сидят чай пьют, разговаривают, просто так не выгонишь. Совсем недавно выпускник купил нам с первой стипендии торт, усадил всех учителей: "Будем пить чай!" Сказал, будет с каждой стипендии торт нам покупать.
в: Так это же почти вся стипендия?
о: Наверное, для учителей не жалко. Все-таки вместе нам было очень интересно расти и жить. Театральные вечера, новогодние сказки, осенние дебюты. В прошлом году мы с ними ставили спектакль без слов на музыку Грига. Театр рук: красные шарики, белые лица, черные костюмы, назвали его "Игры разума". Без слов, потому что готовились поступать, некогда было учить. А зрители были просто потрясены, такого никто не ожидал, все решили, что это наше ноу-хау.
в: А мальчишки в вашем классе когда-нибудь дрались?
о: Мне сейчас кажется, что ни одной драки не было. Если что плохое и было, все забылось — как в большой семье. Серьезных проблем у меня с ними не возникало, может быть, потому что учила их с первого класса или потому что их очень любят родители. И еще я считаю, что в классе должно быть ощущение дома. Чтобы ребенок возвращался туда, как домой. И тогда каждое слово учителя будет важным и нужным.
в: Вы сказали, что многим обязаны своим ученикам. А почему?
о: Потому что школа, которую они дали мне, несравнима ни с чем. И любовь к профессии — их заслуга. Они знают и гордятся этим. И сейчас часто приходят ко мне. Оказывается, я была нужна им не только как учитель, но и как человек, который их слушает, с которым можно поговорить. Главное в работе для меня — ощущение счастья от того, что ты чувствуешь себя нужным.