Все на выборы
В конце прошлой недели возникла путаница с датами президентских выборов. В процесс подсчета вмешался календарь; мужскому дню избрания вождя перебежал дорогу женский день Восьмое марта; пришлось вести сложные пересчеты и назначать голосование пораньше. Смутная ситуация с датами отражает смутную ситуацию с самими выборами, которые, по существу, уже давно начались: в день убийства Политковской, он же день рождения вождя. Интрига заключается не в том, кто на них победит, интрига заключается в том, кто на них проиграет.
Я имею в виду не демократов/патриотов, и те и другие в этом избирательном цикле смещены на обочину и вряд ли переберутся с нее в центр. Я даже не о коммунистах, которых подвигают блоком Миронова: эти проиграли в день отмены 6-й статьи Конституции и теперь очень медленно и все менее чадно догорают в политическом процессе. Я про тех, кто за выборы как таковые, за легальную смену власти, и тех, кто против. Наступающий год покажет, насколько реальны и оправданны наши ощущения насчет того, что Путину все жестче навязывают "план Рузвельта": победитель олигархов, лучший друг трудового народа не может покинуть страну в трудную минуту, оставить ее на растерзание затаившимся внутренним и обнаглевшим внешним врагам. И обязан пойти на третий срок, как пошел на него великий американский президент. Разумеется, никто не приходит в президентский кабинет и не ставит ультиматумы: оставайся или... Это невозможно, да и зачем? Достаточно продолжить игру на создание условий, при которых субъективно честный офицер должен будет сам принять решение: остаюсь, ибо если не я, то кто же? Если для этого понадобится окончательно расшатать ситуацию в стране расшатают. Если понадобится спровоцировать войну по всему периметру границ спровоцируют. А вообще на кону как минимум несколько триллионов. Не рублей. Уверенности, что преемник сумеет гарантировать статус-кво, что с новыми контролерами собственности не поступят так же, как поступили они сами с бывшими олигархами, нет. Значит, выборы не нужны. Лишнее все это, баловство одно.
В этой ситуации приходится действовать по принципу: не до жиру. Нежной дружбы между путинскими либералами и либералами как таковыми не получится; ничего общего между искренними сторонниками социальной справедливости и номенклатурными мироновцами нет; разница между демократией и суверенной демократией примерно такая же, как между реализмом и социалистическим реализмом. Но сейчас мы дошли до края, вопрос стоит не о том, будет ли честная и равная конкуренция, свободное волеизъявление. Только о том, сам механизм сохранится или настройка будет непоправимо сбита и спустя годы механизм придется создавать вообще заново, после неизбежных кризисов и потрясений. Пропустив драгоценное историческое время, которое пока работает на нас; Россия входит в четверку восходящих стран (наряду с Китаем, Бразилией, Индией), и только ей под силу саму себя из этой четверки выдавить. Никакой вашингтонский обком с такой задачей не справится.
Оглядываемся вокруг. О потрясениях 90-х мы благополучно забыли. В пятницу вечером в хороший ресторан невозможно попасть. Фондовый рынок опять пошел в рост. Молодежь жадно учится. А страну опять надо спасать. И чем неочевидней угроза, тем яснее задача. Не допустить самоуничтожения выборной системы. Хватит того, что мы (которых не сужу, затем, что к ним принадлежу) позволили вытереть ноги о СМИ, оправдали разрушение клочковатой, провинциальной, несообразной, но живой и самозарождающейся партийной жизни, смирились с пересмотром советской истории, от Катыни до Брежнева. Кстати, 100-летний юбилей несменяемого лидера Леонида Ильича приходится на завтра, 19 декабря, но был отмечен заранее, по старому стилю, 6-го: так хотелось попеть славословия. Дальше отступать просто некуда. Приходится держать последнюю оборону. В этой зыбкой точке сходятся краткосрочные интересы самых разных, сколь угодно взаимовраждебных групп, настроенных на сохранение выборной модели как таковой. Кремлевских и антикремлевских, космополитических и националистических, левых и правых. Но в этой же точке, увы, временно сходятся интересы других взаимовраждебных групп: беглых олигархов и их погоновожатых гонителей. Не допустить переход хода их задача. И они-то как раз ни перед чем не остановятся.
...А вообще забавная историческая обманка. Красиво говорить о Рузвельте, а подразумевать Леонида Ильича.