ADSL готовят асимметричный ответ
Будущее технологии ADSL, позволяющей выходить в интернет на высокой скорости по обычной телефонной линии, предрешено. Заложенное в ADSL ограничение по скорости передачи информации от абонента уже в ближайшие годы перестанет устраивать наиболее требовательных пользователей интернета. Последователем модной сегодня технологии станут высокоскоростные оптические линии. Впрочем, развивающим ADSL в России операторам ближайшие 5 лет беспокоиться не о чем ведь спрос на интернет по телефонной линии только-только начали предъявлять регионы.
Asymmetric Digital Subscriber Line (ADSL) дословно "асимметричная цифровая абонентская линия". Эта технология относится к группе технологий высокоскоростной передачи данных xDSL, с помощью которых можно превратить обычную аналоговую телефонную линию в канал высокоскоростного доступа. Для подключения широкополосного доступа ADSL-модем присоединяют к обычной телефонной медной паре, причем технология позволяет использовать абонентскую линию одновременно и для телефонной связи, и для пересылки цифровой информации. Технология асимметричная, то есть для приема и передачи данных используются разные каналы. При этом скорость "входящего" потока данных колеблется в пределах от 1,5 Мб/с до 8 Мб/с, а скорость "исходящего" от 640 Кб/с до 1,5 Мб/с. Скорость зависит от длины линии чем она длиннее, тем скорость ниже. Такие ограничения заставляют некоторых экспертов говорить о том, что в обозримом будущем ADSL вытеснят другие, более скоростные технологии. "До сих пор ADSL была оптимальной технологией, рассуждает Надежда Голубева, аналитик "Атона". Она удобная и дешевая, потому легко позволила интернет-провайдерам завоевать массовый рынок. Но то, что устраивало пользователей на начальном этапе, может оказаться не столь эффективным и дальше. Скорость доступа и объем трафика растут, и по этим параметрам ADSL будет трудно конкурировать с оптико-волоконной сетью". По ее мнению, альтернативные технологии смогут существенно потеснить ADSL примерно через пять лет.
Среди претендентов на место массовой технологии западные эксперты в разное время называли Ethernet (локальные домашние сети) и DOCSIS (доступ по сетям кабельного телевидения), предлагающие высокоскоростной доступ в интернет как при приеме информации, так и при ее передаче. Правда, они оговариваются, что потеснить ADSL эти технологии смогут, лишь если предложат сопоставимые с ADSL цены для абонентов. В России ставку на Ethernet, точнее, его модернизированный вариант делает "Центральный Телеграф", который сейчас предоставляет доступ в интернет и по ADSL. "Несмотря на то что на сегодняшний день с помощью ADSL можно вполне удовлетворять запросы рынка, сама технология постепенно будет отходить на второй план в течение ближайших трех лет, считает первый заместитель генерального директора ОАО "Центральный Телеграф" Константин Кравченко. Это будет связано с существенными ограничениями по качеству и скорости предоставляемых услуг, а также с развитием рынка широкополосного доступа в сторону мультисервисности". Своих ADSL-абонентов "Центральный Телеграф" планирует со временем переводить на технологию MetroEthernet, которая используется для построения сетей нового поколения NGN.
Несколько лет назад эксперты заговорили еще о двух сильных конкурентах ADSL технологиях Wi-Fi и WiMAX, которые предоставляют широкополосный доступ без использования проводов. Однако технологии сравнительно новые, и для завоевания массового рынка им потребуются годы. Еще в более отдаленное будущее аналитики отодвигают мобильный широкополосный доступ, который, по оценкам, может составить конкуренцию не только асимметричному доступу, но и вообще фиксированному. Согласно опубликованному на днях исследованию компании Strategy Analytics, в 2011 году мобильный доступ будет занимать лишь 6% всего рынка широкополосного интернета.
Претенденты на лавры ADSL уже обозначили свои позиции. В первую очередь это технологии того же семейства xDSL. "На базе ADSL уже разработаны новые стандарты: ADSL2+ (скорость соединения до 20 Мб/с) и VDSL (до 100 Мб/с), рассказывает технический директор ЗАО "МТУ-Интел" (предоставляющего услуги широкополосного доступа под брендом "Стрим") Виктор Белов. На этих стандартах будут использоваться те же принципы подключения, что существуют сейчас". Пока компания не спешит с практическим внедрением более скоростных технологий, ссылаясь на отсутствие спроса на них у абонентов. "По данным мониторинга нашей сети большинство абонентов занимаются скачиванием информации, а не ее передачей: они активно потребляют сетевые ресурсы, говорит коммерческий директор ЗАО "МТУ-Интел" Алексей Фокин. Ведь для подавляющего большинства пользователей интернета важно скорее то, как быстро откроется его любимый сайт, чем то, с какой скоростью он может выложить видеоролик на тот же YouTube. Более того, очень часто скорость закачки регулируется не транспортной сетью, а возможностью принимающих серверов: на большинстве подобных сервисов, как правило, установлены низкие параметры скорости закачки. Так что будет спрос со стороны абонентов будет и наше предложение". Серьезной конкуренции со стороны кабеля "Стрим" пока не видит. "В настоящее время ADSL-технология является лучшей по соотношению ценакачество в московском регионе", считает господин Белов. "Быстрые и качественные кабели это дорогое удовольствие. А на первом месте по требованиям остаются цена, удобство и качество обслуживания", вторит ему Алексей Фокин.
С мнением представителей "Стрима" соглашаются и другие участники рынка. "ADSL отвечает запросам подавляющего большинства домашних пользователей. Процент тех, кого не устраивает такая особенность технологии, незначителен", говорит Андрей Цуманов, директор по маркетингу телекоммуникационной компании "Караван", которая помимо оптико-волоконного интернета предоставляет также возможность подключения по ADSL. По его мнению, ADSL перспективен в первую очередь потому, что сейчас нет другого стандарта, который позволил бы обеспечить широкополосное подключение по медной паре с низкими техническими характеристиками.
Существующих скоростей исходящего трафика для массового рынка ADSL хватит еще надолго. "Статистика показывает, что пользователи гораздо больше и чаще качают к себе, чем от себя, делится Алексей Костров, представитель компании Merlion по продвижению продукции Acorp, в частности ADSL-модемов. В ближайшие годы основное развитие технологии будет идти за счет регионов, которые в настоящий момент по уровню цен на ADSL и предлагаемых услуг отстают от Москвы приблизительно на два года". Он считает, что в среднесрочной перспективе (5 лет) ADSL с массового рынка вытеснена не будет.