Мобильники сглазили
Каждый второй продающийся сегодня в мире мобильный телефон оснащен встроенной фотокамерой, а к 2010 году камерафоны займут 81% рынка сотовых трубок, уверены в исследовательской компании Gartner. "Телефонные" производители всерьез заняты совершенствованием фотографического "железа" и программного обеспечения, чтобы привлечь к своей продукции искушенную до фотоискусства публику. Однако на лавры профессиональной техники "глазастым" телефонам претендовать пока рано.
Телефоны со встроенной камерой и mp3-плеером стали почти стандартом их производят Nokia, Motorola, Samsung, Sony Ericsson, LG. Особенно отличились финский производитель и японско-шведский концерн: первый запустил линейку мультимедийных компьютеров N-series, а второй охватил оба сегмента предложил публике серию Walkman, чтобы послушать, и Cyber-shot чтобы поснимать.
Старания инженеров были встречены публикой на ура. По данным исследовательской компании Gartner, до конца 2006 года в мире будет продано почти 460 млн камерафонов, это на 46% больше, чем в 2005 году. Однако не все обладатели "глазастых" трубок готовы нести свои денежки сотовым операторам. По прогнозам другой аналитической компании, ARC Group, лишь 20% пользователей мобильных телефонов в мире в 2007 году отправят MMS-сообщения. Аналитики связывают такое положение вещей с высокой стоимостью мультимедийных сообщений ($0,31 в среднем по миру) и в большинстве случаев низким качеством получаемых изображений. Как результат потребители не торопятся массово отказываться от цифровых фотоаппаратов в пользу мультимедийных трубок.
Традиционно показателем качества снимка, получаемого камерафоном, или цифровым фотоаппаратом, считают фотосенсор или матрицу, а точнее, ее размер и тип. Более качественное изображение дают ПЗС-матрицы. Они могут фотографировать быстродвижущиеся объекты и в условиях недостаточной освещенности. Этим не могут похвастаться КМОП-сенсоры, но они потребляют значительно меньше энергии. Для портативного устройства на аккумуляторе это критическая характеристика, потому именно такие матрицы в большинстве своем используются в камерафонах. Впрочем, прогресс не стоит на месте, и сейчас КМОП-матрицы по качеству уже приближаются к своим ПЗС-собратьям.
Еще один параметр светочувствительного элемента размер. Теоретически, чем больше пикселей ячеек чувствительных к свету имеет матрица, тем лучше картинка "на выходе". Производители камерафонов быстро поняли потребности пользователей и один за другим включились в гонку за пикселями. На смену привычным пару лет назад 0,3-мегапиксельным матрицам, позволявшим, пожалуй, лишь делать заготовки фонов для столь же маленьких дисплеев телефонов, пришли 1,3-мегапиксельные и более качественные 2-мегапиксельные варианты. Последние хоть и позволяют делать вполне сносного качества снимки, все равно напоминают работу компактных пленочных мыльниц или цифровых фотоаппаратов низшего ценового диапазона. Потому производители не останавливаются и продолжают наращивать мегапиксели. "Доля камерафонов среди телефонов Samsung уже превысила в этом году 65%, в прошлом было порядка 30%. Мы уже запустили в продажу модель с 10-мегапиксельной матрицей в Корее, а в I квартале 2007 года планируем привезти ее в Россию", рассказывает старший менеджер подразделения мобильных телефонов Samsung Дмитрий Кузнецов.
Однако гнаться за цифрами в этом случае не стоит, считает профессиональный фотограф и основатель Всемирного общества мобилографов Дмитрий Резван. "Часто гонка за мегапикселями это маркетинговый ход, когда качественные параметры подменяют количественными, поясняет он. Увеличение размера матрицы приводит к ухудшению качества изображения, так как на той же площади нужно уместить больше световоспринимающих ячеек, отчего их размер уменьшается и возникает шум (изображение с множеством посторонних цветных точек. С.М.)". Стремление производителя увеличить размер матрицы можно объяснить желанием увеличить формат печати, но даже на печати 6-мегапиксельные снимки выглядят лучше, чем сделанные 8-мегапиксельными матрицами.
По мнению специалиста, решить эту проблему поможет комплексный подход. Кроме увеличения числа мегапикселей необходимо совершенствовать и оптическую систему объектив и процессорную часть, обрабатывающую сигналы с матрицы. Этот путь набирает популярность у производителей. "Сейчас в аппаратах Nokia, где упор идет на работу с изображениями, мы используем оптику Carl Zeiss со схемой линз Vario Tessar, рассказывает специалист по маркетингу продукции Nokia Дмитрий Логвинов. Не последнее место в цепочке получения цифрового изображения занимает и программное обеспечение, пример этому можно найти в любой цифровой камере любого уровня, когда снимки при более-менее одинаковых параметрах субъективно лучше или хуже". В Samsung тоже обратились к опыту специалиста по части объективов компании Schneider, но еще одним важным аспектом считают развитие сопутствующих продуктов и сервисов. "Мы сами производим фотопринтеры и разрабатываем ПО для обработки изображений, на сайте нашего фан-клуба есть большой раздел, посвященный камерафонам и их использованию", объясняет Дмитрий Кузнецов.
Чуть более скептически производители относятся к перспективам использования в камерафонах аппаратных функций, присущих цифровым фотоаппаратам. "Вряд ли оптический зум станет стандартом де-факто: он достаточно сложен и существенно повышает стоимость аппарата. Скорее всего нас ожидает качественный скачок в развитии цифровых матриц и улучшение качества цифрового увеличения", считает Дмитрий Логвинов.
Все эти изменения, похоже, способны изменить ситуацию и дают надежду сотовым операторам на получение дополнительного дохода. Так, по данным NDP Group, в сентябре 2006 года сервисом отправки MMS-сообщений воспользовались 12% американских абонентов, тогда как в январе 2006 года эта цифра едва превышала 4%. Притом наибольший рост продемонстрировал сегмент пользователи камерафонов с размером матрицы более одного мегапикселя.
Хорошие новости для операторов могут обернуться неутешительными прогнозами для производителей фототехники. "Такие понятия, как цифровая "мыльница" и камерафон, в среднесрочной перспективе сольются, и люди будут покупать телефоны, чтобы фотографировать", говорит Дмитрий Резван. Однако сами производители фототехники пока не видят угрозы со стороны камерафонов. "Мы не смешиваем сегменты компактных камер и камерафонов, поскольку фотофункции последних весьма ограниченны", заявил в недавнем интервью журналу "Компьютерное обозрение" генеральный директор Olympus Татсуя Сузуки. "Они способны соперничать с аппаратами самого дешевого ценового диапазона, но человек все же заплатит больше за камеру, которая будет лучше снимать", продолжает его мысль PR-менеджер европейского представительства подразделения корпоративных коммуникаций компании Panasonic Петер Вебер. А представитель Canon напротив отмечает положительную роль, которую сыграли камерафоны в процессе развития фотографии. "Если в прошлом фотографией занимались преимущественно люди среднего возраста, то сегодня все больше молодежи вовлекается в это. Начав с камерафона, многие впоследствии перейдут на более серьезную технику", уверен директор по маркетингу европейского подразделения Canon Джако Лоерс.